Классноурочная система: достоинство и недостатки. Классно-урочная система обучения Классно урочная система сущность достоинства недостатки

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершен-ал систему нем-ий педагог И. Штурм, а разр-тал теорет-кие основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский. Характерные черты классно - урочной обучения: Урок является элементом классно-урочной системы обучения, В дидактике известны три основные системы обучения:1) индивидуальное обучение;2) классно - урочная и 3) лекционно-семинарская. Например: индивидуально - групповая форма была характерна для школ средневековья, бригаде учение для советских школ. В настоящее время сложились и развивается индивидуальная и групповая форма обучения. Индивидуальное обучение появилось очень давно, когда человечество только начинало организовывать обучение подрастающего поколения. Многие исследователи считали и продолжают считать индиви-ное занятие идеальной схемой организации процесса обуч-ия. Оно имеет ряд «+» дидактических характеристик: контакт между учителем и учащимся при значительной активности последнего. Установиться непрерывная обратная связь и на ее основе видны достижения и трудности обучаемого, что дает возможность оказывать ученику своевременную помощь. Груповое обучение – предпологает работу учителя и с группой учащихся. За одно и тоже время учитель обучает не одного, а группу детей. Эти виды обучения возникли давно, однако группа детей отличались друг о друга по знанию и прилежанию. В начале 17 в. В некоторых школах Беларусии стали открыватся постоянные одновозрастные группы учащихся (Вилейская братская школа, Могилев, бр, шк и др.) Каменский проанализировал и обобщил эти програмные формы учебных занятий и научно обосновал высшую систему, которая существует уже около 400 лет. Каменский разработал признаки классно - урочной системы. Классно - урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);- постоянное чередование уроков (расписание);- руководящая роль учителя (педагогическое управление);- применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности) Классно-урочная система обучения внесла серьезные улучшения в общую организацию учебного процесса, она способствовала совершенствованию всех его сторон, т. е. переход от индив-ного обучения к колл-му,увеличить коли-во уча-ся в кл-се и осуществлять педагогическое руководство их работой в течение всего учебного дня,сокращение стоимости обучения,повышала продуктивность учебной дятельности школьников,связано с тем, что распред-ние учебного материала по кла-ам с учетом возраста и подготовки обучаемых делало учение более доступным и привлекательным, а вторичное подразделение содержания по каждому предмету на уроки вносило в учебный процесс плановость и систематичность. В настоящее время в школе наблюдается тенденция повысить гибкость организации обучения в старших классах за счет сочетания классно-урочной системы с элементами лекционно-семинарской системы. Термин лекционно - семинарская указывает, что основными формами организации учебной работы при данной системе являются лекции и семинары; из них лекциям принадлежит ведущее место. Характерная черта лекционно-семинарской системы -- организационное подразделение учебного процесса на отдельные звенья; использование для реализации каждого из них специализированных организационных форм (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы) и различных учебных группировок (потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся). В данной системе ярко выражена тенденция варьировать формы организации процесса.Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ, общепедагогические, психологические, социологические и экономические по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Достоинства классно-урочной системы в значительной степени отражены в уроке, поэтому следует отвергнуть точку зрения, будто бы недостатки обучения и воспитания в школе так тесно связаны с уроком как основной формой организации учебного процесса, что единственный путь преодоления этих недостатков -- полный отказ от урока и переход к другим формам. От урока отказываться не следует -- его надо совершенствовать. Однако общее совершенствование организации обучения связано не только с повышением качества уроков, но и с рациональным сочетанием урока с другими формами -- лекциями, семинарами, лабораторными и практическими занятиями и т. д. Именно комплексное применение разнообразных организационных форм обеспечивает повышение качественных показателей процесса обучения. Недостатки: опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися, неэкономичность: время и силы учителя расходуются на работу лишь с одним учеником.



24.Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Классноурочная система яв-ся главной, а ключевым компонентом классно - урочной системы является –урок. Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса., при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный). специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Урок рассматривается не как статическая форма, а как вариативная, постоянно развивающая. Так в последнее время используется урок-Что? Где? Когда?, урок - концерт и т.д.) Структура урока - соотношение и взаимо связь частей урока, к, отличаются своими зад-ми и х-ом дея-ти уч-ля и уч-ся. Каж, тип ур, имеет свою структуру, но общим элементом яв-ся:организ-ый момент, провер изученного материала, постановка цели и зад, урока, объяснение, закрепление, подведение итогов,д/з. Типология уроков в педагогике сложная, существуют различные подходы к типологии уроков. В основу одной типологии положены методы обучения. В связи с этим выделяют ур-беседы, ур-ки прак-х занятий, ур-ки лекции. Др. классифиц-ют ур-ки по степени самостоятельной работы уч-ся и уч-ля. Наиболее употребимой является классификацияпо основным дидактическим задачам. Выделяют следующие типы уроков: Б. П. Есипов выделяет: комбинированные, или смешанные, уроки; 1.Комбинированный урок - сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. 2. уроком ознакомления или сообщения учащихся знаком-ся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, 3. закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвония.4.Обобщающими уроками являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. 5.Уроки проверка (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы6.ур-к внеклассного чтения(нач, кл). Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности. К сожелению эта класс-я не яв-ся уневерсальной, т, к она раскрывает, толькообразовательные задачи, и неучитывается реализация воспит-ых задач.

25.Средства обучения. Классификация средств обучения и их дидактических возможностей . Средства обучения: сущность, классификация. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащегося. Средства осуществления учебного процесса – являются посредниками м/у препод.(уч-ся) и объектами изучения. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений и т.д. Средство – то, что необходимо для реализации цели. Педагогические средства - это материальные объекты, предметы, предназначающиеся для организации и осуществления педпроцесса и выполняющие функции развития учащихся. В широком смысле пед. средства входят в состав понятия "материально-техническая база образования". Материально-техническая база - это системы экономич. и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения. Это и зарплата педагогов, и содержание помещений, имущества, самофинансирование (библиотеки, столовые, медпункты и т.д.).В узком смысле это предметы, предназначающиеся для организации и осуществления данного урока. Признаки: Педагогические средства имеют: Предметную материализованность; экономическую стоимость; потребительскую стоимость; предназначены для осуществления педагогических целей. Педагогические средства делятся на группы: Материальные объекты (учебное оборудование, инструменты, приборы, демонстрационное оборудование, ТСО) ТСО – ПК Средства производства: все пром.оборудование, инструменты и материалы, кот. Используются в учеб.мастерских, макеты, муляжи, модели.1.Знаковые системы (учебники и учебно-методиеские пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, изобразительные пособия (плакаты, схемы, и т.д.))Знаковые системы могут выражаться в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях. Учебник – рекомендован учебно-методическим объединением или министерством образования. Учебное пособие – может отражать одну тему или один раздел дисциплины, может всю, н не является рекомендованным.Учеб.метод.пособие – для преподов, в кот. даны метод.рекомендации по проведению урока 2.Логические регулятивы деятельности (теоретический уровень - принципы, правила, методы, методики; эмпирический уровень - действия, операции, приемы обучающей деят-ти).Регулятивы – нормотивы, предписания, кот. обуславливают деятельность человека. Подход к обучению – гл.направление конструирования метод.обучения. Принцип обучения – это теоретические положения, отражающие закономерности формирования новых знаний. Правила обучения – совокупность логических предписаний по осуществлению конкретных операций и приемов, ведущих к планируемому результату. Метод обучения – способ взаимодействия педагога и учащегося в процессе пед.обучения.Методика обучения – это объединение нескольких методов в одном материале посредством специальной организации содержания учеб.материала в систему более высоко уровня организации.Основы выбора педагогических средств: соответствие содержанию, целям и методам программного материала; учет особенностей учащихся; ориентация на будущую специальность; возможности кабинета; владение преподавателем предметом; знание дидактической техники.Требования к использованию педагогических средств: 1Общие - научно-педагогическое (образов. и восп. сущность)- эрганомические (соблюдение гигиеничных, психолог. норм восприятия ср-в обучения)- эстетические (выразительность в соответствии с нормами восприятия учащимися)- технические (д.б. простыми и надежными) 2. требования к организации средств обучения - наполняемость средств должно соответствовать теории - соответствие дидактическим и методическим задачам - учитывается предшествующий опыт и знаниями учащихся. Средства обучения. Их классификация. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например: по составу объектов средства обучения бывают – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной); по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии); по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети); по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы); по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы); по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD); по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Форма обучения – это способ и характер взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Исторически формы организации обучения формировались в недрах первых форм организации зарождающегося человеческого сообщества и его институтов воспитания. Самыми первыми формами организации обучения, исторически сложившимися, были коллективные и индивидуальные, просуществовавшие в разных вариантах до XVI в. Эти формы предполагали работу учителя либо с отдельным учеником индивидуально – на дому у ученика или на дому у учителя, либо с некоторым коллективом разновозрастных детей в различных условиях локации. Однако эти формы оказались неэкономичны и непригодны для системы массового образования, которые под воздействием становящегося машинного производства в XVII в. складывалась в качестве основы национальных систем образования в разных странах Европы. В новой Европе в условиях формирования национальных государств стремительно нарастала потребность в массовом образовании, что привело к появлению новой формы обучения – классно-урочной системе. Эта система просуществовала до нашего времени и остается основной формой организации процесса обучения в различного рода образовательных учреждениях.

Главные особенности ее и три важнейших теоретических элемента были сформулированы и обоснованы в XVII в. отцом дидактики Я. А. Коменским.

  • 1. Все ученики, наполняющие данный класс, должны быть примерно одинаковы по возрасту и уровню подготовленности.
  • 2. Основной формой организации является урок как законченная единица времени (40–45 мин).
  • 3. Все содержание образования делится на отдельные предметы, а весь период обучения – на учебные годы, четверти и дни, включая каникулы, сами же занятия ведутся по единому плану и расписанию.

Появление единой классно-урочной системы совершило революцию в организации системы образования, сравнимую по своему значению с изобретением колеса в технике, поскольку раскрыла возможности организации экономного обучения на основе принципов всеобщности.

До сего времени не стихают споры о достоинствах и недостатках классно-урочной системы среди и теоретиков, и практиков образования. Достоинства и недостатки классно-урочной системы представлены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Достоинства и недостатки классно-урочной системы

Именно указанные недостатки классно-урочной системы на протяжении уже нескольких столетий являются предметом критики и составляют почву для поиска новых форм обучения, которые начались уже в XVIII в. на основе развития достоинства данной системы. Одними из первых серьезных успехов достигли священник Белл и педагог Ланкастер, которые на основе введения новой организационной формы обучения – групповой – существенно увеличили достоинства классно-урочной системы за счет разрешения недостатков. Таким разрешением недостатков стало введение групповой формы поэтапного обучения группой старших школьников младших. Такая система давала возможность учителю обучать до 100 учеников единовременно, чем решала проблему массовости обучения на самом первом уровне элементарного обучения, но теряла в качестве на уровнях дальнейшего обучения. Сегодня ее отголоски проявляют себя в формировании новых форм дошкольного образования и школьного образования на основе организации разновозрастных групп.

Следующим этапом модернизации классно-урочной системы явилось создание мангеймской системы, время рождения которой – конец XIX – начало XX в. Ее отличительной особенностью стала дифференциация класса по составу учащихся с учетом уровня индивидуальных способностей и успешности учебной деятельности учеников. Появились основные классы для детей, имеющих средние способности, и другие классы для малоспособных, а над всеми этими классами располагались классы для наиболее способных, которые в будущем без всяких оговорок могут продолжать обучение на следующей ступени. Несмотря на справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы и искусственной задержкой развития тех детей, которые нс попадали в элитную группу, сам принцип коллективной дифференциации до сей поры является одной из форм организации обучения в современной системе образования. Эта организационная форма присутствует как в виде создания классов и школ для особо одаренных, классов и школ с углубленным изучением отдельных предметных дисциплин или научных направлений, классов и школ общего среднего образования, а также создания коррекционных классов и школ и системы специального образования.

В начале XX в. появилась новая форма организации учебной деятельности, автором которой стала ученица американского педагога и психолога Д. Дьюи Елена Парк- хест, разработавшая и реализовавшая в школе города Дальтон новую форму обучения – индивидуально-групповую (Дальтон-план). Наиболее значимыми элементами обучения в этой форме обучения оказались индивидуализированные лабораторные занятия, система которых позволяла приспособить теми обучения всех к реальным способностям учеников, приучала их к самостоятельности, развивала инициативу и вовлекала в поиски рациональных методов обучения. Всевозможные трансформации индивидуально-групповой формы обучения вскоре стали основой модернизации организационных форм обучения в разных странах:

  • – метод учебных единиц (за основу в качестве учебной единицы берется тема, а не время как форма организации и не урок как форма работы);
  • – бригадный метод (задания выполняются бригадой учеников совместно не только во время урока);
  • – метод проектов (в основе работы лежит выполнение практического задания как законченного индивидуального или совместного проекта);
  • – метод работы в динамических учебных парах (разные типы заданий выполняются изменяющимися по составу парами учащихся после их инструктажа педагогом в форме взаимного обучения учащихся).

Все эти формы по своей сути оставались вариациями классно-урочной системы, развивающими ее достоинства за счет разрешения тех или иных выявленных недостатков.

Процесс обучения математике состоит из нескольких самостоятельных видов и форм занятий, в которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся. Поэтому, чтобы разумно организовать процесс обучения математике, надо разобраться, в сущности, и особенностях всех этих видов занятий.

Основным и главным видом является система . Кроме них, в состав учебного процесса обучения математике входят еще следующие виды занятий: домашняя работа учащихся; внеклассные формы занятий и работ; факультативы; внешкольные формы работы. Рассмотрим каждую из этих составных частей.

Уроки занимают в деятельности учителя и учащихся основное по времени и главное по значимости место. Классно-урочная форма организации учебного процесса, несомненно, имеет много достоинств: она экономична; она создает возможность для содержательного и интимно-личного общения учащихся между собой и, следовательно, удовлетворяет потребность учащихся в таком общении; Основоположник классно — урочной системы Я.А. Коменский исходил из положения о вредности индивидуальных различий в умственных способностях учащихся. Он писал, что развитие способностей это похоже на уклонение или недостаток естественной гармонии… Поэтому наш метод приспособлен для посредственных способностей, то есть он может сдержать более тонкие натуры и точно также побудить более медленных.

История школы, построенной на классно-урочной системе обучения , действительно свидетельствует, что такая система не способствует развитию индивидуальных способностей. Поэтому все чаще можно слышать слова резкого осуждения этой системы. Традиционный процесс образования сравнивают с заводом массового производства, который перерабатывает первоклассника в выпускника средней школы, а уже потом и в специалиста. Различные уровни одаренности молодых людей существуют не благодаря системе образование, а вопреки ей. То есть современное образование убивает таланты своей целью сообщить известную и одинаковую для всех сумму знаний.

М. Н. Скаткин, анализируя классно-урочную систему обучения, указывает и другой существенный ее недостаток, а именно, что эта система организует в основном индивидуальную познавательную деятельность и в ней почти не находится места для именно для коллективной работы. Он справедливо указывает, что так называемая фронтальная форма организации занятий на уроках создает лишь видимость коллективной работы; ученики работают рядом, но не вместе.

Мы знаем, что каждый индивидуально понимает объяснения учителя, также индивидуально решает поставленную задачу, как и все остальные. Видим, что есть общая цель, но нет подлинной коллективной работы - сложения усилий для ее достижения. И даже в случае, если какой-нибудь ученик решит помочь вызванному для ответа у доски товарищу, то за этот поступок - подсказку - он естественно будет наказан. Создается парадоксальное положение, когда школа должна воспитывать коллективизм, но в тоже время ученики почти лишены возможности элементов подлинного коллективизма. То есть человек это может понять только на работе, играх и развлечениях. Если, например, его заинтересует продажа квартир, то ему надо сотрудничать с дизайнером, строителем и т.д., что и подразумевает совместную работу.

Где же выход? Уже давно делаются попытки отказа от классно-урочной формы обучения и замены ее какой-либо другой. Но, как известно, все эти попытки ничего хорошего не принесли. Должно быть, выход состоит не в замене, а в усовершенствовании самой системы, как оправдавшей себя формы всеобщего обязательного обучения. Об этом читайте в следующей статье.

Суть этой формы заключается в том, что занятия учитель ведет уже не с одним учеником, а с целой группой разновозрастных детей, уровень подготовки которых был различный. В силу этого учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял каждому в отдельности новый материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло ученикам приходить в школу в разное время - в начале, середине и даже в конце учебного года и в любое время дня.

Как индивидуальная, так и индивидуально-групповая форма организации обучения уже в конце XVI - начале XVII века не удовлетворяла потребности общества как в количественном, так и в качественном плане подготовки подрастающих поколений к участию в решении социально-значимых задач. Подавляющая масса детей оставалась неохваченной обучением, а те, которые были им охвачены, приобретали лишь простейшие навыки чтения, письма, счета.

Классно-урочная система обучения

На рубеже XV и XVI столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Они вызваны развитием различных отраслей, ремесел и торговли, повышением роли духовной жизни - возрождением в литературе, искусстве, архитектуре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового обучения детей. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в XVII веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет.

В чем суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы? Ответ на этот вопрос содержится в тех особенностях, которые присущи этой системе. Важнейшими из них являются:

    учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

    класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

    основной единицей занятий является урок, структура которого остается неизменной: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка;

    урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся работают над одним и тем же материалом;

    работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы.

Классно-урочная система обучения со дня ее обоснования и по настоящее время занимает умы ученых-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии. Авторы этих трудов едины в том, что классно-урочная система обучения по сравнению с индивидуальным обучением имеет ряд преимуществ.

Ее достоинства : четкая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создает условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию.

Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд существенных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создает непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создает для учителя трудности в учете индивидуальных особенностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др.

Работа в навязанном темпе, отмечала Е. Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч. Куписевич, навязывает учащимся искусственную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время работы и отдыха детей, но и в конце года отмеряет время, за которое они должны суметь дать отчет о своих успехах за целый год учебы. В итоге одни учащиеся переводятся в следующий класс, а другие - пусть слабые только по какому-либо одному предмету - остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жесткости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей.

Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием для многочисленных поисков теоретиков педагогики и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой - путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм , а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский .

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

– постоянное чередование уроков (расписание);

– руководящая роль учителя (педагогическое управление);

– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:

– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;

– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;

– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;

– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;

– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.

Вместе с тем данная форма не лишена недостатков , снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых.