Петр Смирнов — водочный король Российской Империи. Особняк П.П

СМИРНОВЫ — купцы, промышленники, изготовители знаменитой смирновской водки.

Смирновы — крепостные крестьяне-отходники Мышкинского уезда, сельца Каюрова, вотчины стольника Скрипицына(Климатинская вол., ныне Угличского р-на). Братья Арсений Алексеевич и Иван Алексеевич Смирновы с начала XIX в. занимались винной торговлей в Москве. В 50-е годы сыновья А. А. Смирнова — Яков Арсеньевич (1826 — 1904) и Пётр Арсеньевич (9.01.1831 — 29.11.1898) стали помогать отцу и дяде. В 1857 году А. А. Смирнов выкупил семью из крепостной зависимости и в 1858 они окончательно переехали в Москву.

До 1860 Пётр Арсеньевич СМИРНОВ служил приказчиком в рейнском погребе отца, а затем решил начать собственное дело. В 1862 Пётр Смирнов уже купец 3-й гильдии. Он покупает дом на Пятницкой улице и открывает водочный завод« У Чугунного моста». Производство быстро растёт, ассортимент продукции расширяется, в 1869 году Пётр Арсеньевич даже обращается в Министерство Двора с предложением стать его поставщиком, но получает отказ.

1871 году П. А. Смирнов записывается в первую купеческую гильдию. Начиная с 1973 года он постоянно участвует в промышленных выставках — сначала за границей, а потом и в России. Продукция Смирнова отмечена высшими наградами выставок в Вене(1873), Филадельфии(1876), Париже(1878). Министерство финансов России в 1877 году предоставляет ему право размещать на этикетках Государственный герб — двуглавого орла. В 1882 году П. А. Смирнов представляет свою продукцию на Всероссийской промышленно-художественной выставке, по итогам которой Министерство финансов даёт ему право размещать на этикетках второй Государственный герб. В 1885 году Смирнов получает право быть поставщиком Высочайшего Двора. В этот период он ежегодно вносит в госказну до 5 миллионов рублей акцизного сбора(за предыдущие годы им было уплачено в казну более 30 миллионов рублей). В 1886 Минфин даёт ему право размещать на этикетках третий Государственный герб.

В 1888 году на выставке в Барселоне П. А. Смирнов получает ещё одну золотую медаль, а испанский король награждает его орденом св. Изабеллы. В России ему было пожаловано звание Коммерческого советника, что приравнивалось к генеральскому званию. В 1889 году на выставке в Париже Смирнов представил новую настойку« Нежинская рябина», которая произвела фурор своими вкусовыми качествами. Смирнов засекретил место, где росла рябина, используемая при изготовлении настойки: её собирали в районе села Невежино Владимирской губернии, а название отсылало к малороссийскому городу Нежину, знаменитому своими огурцами.

В начале 1890-х годов у П. А. Смирнова работало более полутора тысяч рабочих. Его« водочная империя» помимо завода включала в себя 15 складов, семь стекольных заводов, выпускавших ежегодно до 50 миллионов бутылок различной формы, четыре литографии, печатавшие красочные этикетки. Продукцию — а это было более 400 наименований — только по Москве развозили ежедневно 200 подвод. Смирнов считал необходимым заботиться о семьях своих сотрудников: строил для них жильё, больницу, хорошо платил. Не случайно на его заводах ни разу не было никаких рабочих выступлений. Приказчиками на предприятиях Смирнова работали в основном выходцы из мышкинских, угличских и кашинских деревень. На своей родине, недалеко от Каюрова, на погосте Потапово П. А. Смирнов построил храм Николая чудотворца(не сохранился).

В 1896 году на Нижегородской выставке П. А. Смирнов лично поднёс чарку« Нежинской рябины» новому государю Николаю II. По итогам выставки ему было разрешено размещать на этикетках четвёртый герб! В 1897 очередную золотую медаль продукция Смирнова получает на выставке в Стокгольме. А король Швеции и Норвегии также возвёл его в ранг поставщика своего Двора.

Пётр Арсеньевич Смирнов

Пётр Арсеньевич был трижды женат. Первая жена Надежда Егоровна(1826 — 1855) была бездетной. Вторая — Наталья Александровна, в девичестве Тараканова(1843 — 1873) родила двух сыновей — Петра(1868 — 1910) и Николая(1873 — 1937?) и семь дочерей: Александру(1859 — 1860), Веру(1861 — ?), Наталью(1863 — 1923), Анну(1864 — 1872), Марию(1867 — 1936), Глафиру(1869 — 1918/19) и Ольгу(1871 — 1872). Третья жена — Мария Николаевна, в девичестве Медведева(1858 — 1899) родила дочь Александру(1877 — 1950) и трёх сыновей: Владимира(1875 — 1934), Сергея(1885 — 1907) и Алексея(1889 — 1922).

В 1893 году Пётр Арсеньевич подал в канцелярию московского генерал-губернатора ходатайство об утверждении Устава Товарищества водочного завода, которое было удовлетворено. Смирнов вводил в дело своих сыновей, при этом ни один из них до достижения 35-летнего возраста не мог воспользоваться своими паями. Поэтому первые два года после смерти П. А. Смирнова предприятия Товарищества работали успешно.

Введение в 1897 году государственной монополии на производство водки уже заложило мину замедленного действия под« империю Смирнова». В 1901 году прибыль Товарищества катастрофически упала. В 1902 чрезвычайное собрание пайщиков приняло решение о ликвидации Товарищества. Всё движимое и недвижимое имущество завода, оценённое в 3,24 млн. рублей, было выкуплено тремя старшими братьями — Петром, Николаем и Владимиром, которые в 1903 создали Торговый дом« Петр, Николай и Владимир Петровичи Смирновы, торгующие под фирмою П. А. Смирнова в Москве».

В течение двух лет Пётр Петрович выкупил доли братьев и с 1 января 1905 стал единственным владельцем завода. Он представлял свою продукцию на выставках в Милане(1906) и Бордо(1907), где также получил золотые медали, однако выправить финансовую ситуацию не удалось ни ему, ни вступившей в управление предприятием после его смерти в 1910 году супруге Евгении Ильиничне.

Другие сыновья Петра Арсеньевича нашли себе более интересные занятия, чем вино-водочное производство. Сергей Петрович издавал газету« Утро», Алексей Петрович окончил Сорбонну, знал пять языков, писал детские рассказы, сочинял музыку. Николай Петрович прожигал жизнь в пирах и мотовстве — только в 1912 году он наконец-то остепенился и вместо кокоток занялся лошадьми. Все братья Смирновы владели в Москве доходными домами: Алексею принадлежала вся правая сторона Малого Гнездниковского переулка, у Сергея были дома на Долгоруковской, на Садовом кольце, на Петровке, на Большой Полянке, лавки на Нижегородской ярмарке, Владимир Петрович владел несколькими домами, в том числе — на Садовой-Самотечной улице, имением Шелковка под Москвой. Он серьёзно увлекался разведением скаковых лошадей, был признанным авторитетом в этой области. Владимир женился на Марии Гавриловне Шушпановой, но в 1901 году, познакомившись с актрисой Александрой Павловной Никитиной, оставил первую жену и вступил в новый брак. Вскоре у него родился сын Владимир(1901 — 1960-е). Но в 1911 году у Владимира Павловича начался роман с актрисой оперетты Валентиной Пионтковской, и он ушёл от второй жены, оставив ей огромный доходный дом на Садовой-Самотечной улице.

1914 год обернулся для фирмы Смирнова катастрофой: после начала войны в стране был введён сухой закон. На заводе какое-то время пытались выпускать уксус и прохладительные напитки, но это уже была агония. А в 1918 году всё имущество Смирновых было национализировано. Евгения Ильинична сразу после октябрьского переворота вышла замуж за итальянского консула де ла Валле Риччи и уехала с ним за границу. Её сын Арсений остался в Москве, работал рядовым служащим в каких-то конторах.

Из тринадцати детей Петра Арсеньевича до наступления власти большевиков не дожили пятеро: Александра и Ольга умерли в младенчестве, Анна — в шестилетнем возрасте, Сергей — в 1907, Пётр — в 1910. Судьбы остальных Смирновых после революции сложились по-разному.

Наталья Петровна была замужем за представителем известного московского купеческого рода Константином Петровичем Бахрушиным(1856 — 1938) — его двоюродный брат Алексей Александрович основал в Москве театральный музей, который сейчас носит его имя. Константин Петрович был членом правления« Товарищества кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей», гласным Московской городской Думы, совладельцем театра« Аквариум», ктитором церкви Николая Чудотворца, что в Кузнецах, членом всевозможных обществ и правлений. На углу Новокузнецкой улицы и 1-го Новокузнецкого переулка у Бахрушиных был роскошный дом, перестроенный в стиле эклектики. У Натальи Петровны и Константина Петровича было три дочери и сын Пётр. Наталья Петровна много помогала мужу в делах благотворительности, руководила женскими ремесленными курсами при Доме бесплатных квартир. После революции всё пошло прахом. Дом у Бахрушиных отобрали, с 1933 года его занимает Московская городская прокуратура.

Младшая дочь Бахрушиных — Нина Константиновна(1892 — 1966) в 1914 стала гражданской женой известного русского авиатора Бориса Семеновича Масленикова. Весной 1918 г. она окончила университет по специальности« Всеобщая литература и иноязыки». Работала в различных организациях в Москве, а в 1926 переехала в Новосибирск, куда Борис Масленников ранее был выслан« как социально вредный элемент». В Сибири Борис Семенович прокладывал первые воздушные трассы, находил посадочные площадки, инструктировал людей для приема самолетов, организовывал первые аэродромы. Но НКВД о нём не забыл: в августе 1938 Бориса арестовали. В обвинительном заключении говорилось: «Систематически проводил среди окружающих антисоветскую агитацию, распространял клевету на руководителей партии и Советского Правительства, восхвалял врагов народа троцкистов… Виновным себя не признал». Приговор — 8 лет лагерей. Вернулся Борис Семёнович только в 1946 году, отмотав весь срок от звонка до звонка. Через год он умер от рака.

Мария Петровна дважды была замужем, в первый раз — за купцом-чаеторговцем Петром Алексеевичем Расторгуевым, во второй — за известным юристом, депутатом I Государственной Думы, одним из организаторов кадетской партии Михаилом Герасимовичем Комиссаровым, который также был одним из основных пайщиков-вкладчиков Московского художественного театра и членом его правления. В Москве у М. Г. Комиссарова было несколько доходных домов, во Владимирской губернии — стекольный завод. В 1918 году, лишившись всего состояния, Комиссаров поступил на работу в МХТ управляющим делами, позже помощником бухгалтера, а потом стал секретарем правления. Его дважды арестовывала ЧК, причём один раз — за общение с Н. А. Бердяевым. Для освобождения после второго ареста потребовалась помощь мхатовцев. Немирович-Данченко, Станиславский и Москвин 18 мая 1920 года обратились в президиум московской ЧК с просьбой разрешить« взять на поруки арестованного помощника бухгалтера театра М. Г. Комиссарова… Необходимо заключить отчётность за истекший сезон и немедленно приступить к составлению сметы на предстоящий сезон… М. Г. Комиссаров является единственным помощником бухгалтера — крайне необходимым работником». В первом браке у Марии Петровны было трое детей(Комиссаров всех их усыновил), во втором — пятеро. Трое сыновей стали актёрами. Сергей (1891 — 1963) служил во МХАТе, во время гастролей театра во Франции встречался там с дядей Владимиром Петровичем. В 20-е годы после гастролей труппы Качалова остался играть в труппе Германовой в Праге. Потом вернулся в СССР, служил в театрах Омска, Иванова, Кинешмы, Ростова-на-Дону и позднее — в Волковском театре в Ярославле . Заслуженный артист РСФСР(1947). Герасим(1900 — 1973) был актёром Волковского театра. Александр(1904 — 1975) с 1925 до конца жизни состоял в труппе МХАТа, в спектакле« Дни Турбиных», который так любил Сталин, играл Николку Турбина. В фильме« Цирк» исполнил роль конструктора-любителя Шурика Скамейкина. С 1954 был профессором в школе-студии МХАТ. Заслуженный артист РСФСР(1943), народный артист РСФСР(1948).

Глафира Петровна в 1890 вышла замуж за шоколадного фабриканта Александра Алексеевича Абрикосова(1869 — 1937). У них было шестеро детей: Кирилл(1894 — 1972) — в 1950—1960-е — ответственный секретарь старообрядческого архиепископата; Агриппина(1895 — 1896); Игорь(1896 — 1952) — преподаватель Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского; Александр(1903 — 1961) — кандидат физико-математических наук, автор книг по машиностроительному черчению; Агриппина(1904 — 1922); Владимир(1905 — 1936) — репрессирован. Супруги Абрикосовы расстались ещё до революции.

Александра Петровна в юности была влюблена в московского красавца Василия Васильевича Бостанжогло, сына табачного фабриканта. А замуж вышла за сахарного и текстильного фабриканта Мартемьяна Никаноровича Борисовского, который сам был так влюблён в Александру, что простил ей связь с Бостанжогло, усыновив их незаконнорожденного сына. Вадим Васильевич Борисовский(1900 — 1972) стал известным музыкантом, основателем школы альтистов в России. Лауреат Сталинской премии I степени(1946), заслуженный артист РСФСР(1965). С 1925 — преподаватель, с 1935 — профессор Московской консерватории. Его отец Василий Бостанжогло уже в 1929 году был обвинён во вредительстве и отправлен в ссылку в Северный край. С этого времени НКВД не выпускал его из вида. Несколько раз его арестовывали, последний — в 1950 году в Ростове-Великом. Ярославский областной суд приговорил его к 10-летнему заключению. 2 мая 1953 года В. В. Бостанжогло умер в лагере.

Владимир Петрович сначала пробрался на юг, воевал в белой армии, попал в застенки ЧК, где его несколько раз выводили на инсценированный расстрел. Потом из Крыма с войсками Врангеля перебрался в Константинополь. Скитался по Европе — София, Львов, Прага, Париж. В этих городах пытался возродить семейный водочный бизнес, но успеха не имел. В конце концов продал лицензию на изготовление ликеро-водочных изделий бывшему партнёру Смирновых Рудольфу Семёновичу Кунетскому, который уже жил в Америке и сменил фамилию на Кунетт. Но в Америке тогда водку почти не пили, а тут ещё случился сухой закон. И, помаявшись, Кунетт продал на десять лет лицензию фирме Нeublein из Коннектикута, оговорив себе проценты с выпуска продукта. Во Франции Владимир в третий раз женился — на Татьяне Александровне Макшеевой. Умер он 24 августа 1934 года в Ницце.

Сын Владимира Петровича — Владимир Владимирович жил с семьёй в Москве, в доме, когда-то принадлежавшем его отцу, а потом — матери Александре Павловне. Восьмикомнатную квартиру, которую занимали Смирновы до революции, уплотнили и превратили в коммуналку. Всего в ней поселились 35 человек, а Смирновы всемером ютились в одной комнате: Владимир с женой и дочками-близнецами Кирой и Галей, Александра Павловна с сестрой и её дочерью. Перед войной Владимир Владимирович был арестован и приговорён к расстрелу, но «вышку» ему заменили лагерным сроком. После освобождения жил в Орске, где снова женился, потом в Твери.

Алексей Петрович был женат на Татьяне Андриановне Мухановой(1892 — 1981), которая, по некоторым сведениям, была в семье Смирновых экономкой. Как говорят, после женитьбы все свои дела он доверил ей. Алексей Петрович умер в 1922 году от грудной жабы.

Как сложилась дальнейшая жизнь Николая Петровича и Веры Петровны(она была замужем за Иваном Николаевичем Чекалиным) — неизвестно.

Сейчас в Москве живут около пятидесяти потомков Петра Арсеньевича Смирнова. Самым энергичным из них оказался Борис Алексеевич Смирнов, правнук Алексея Петровича: в начале 1990-х он проявил инициативу и зарегистрировал предприятие« П. А. Смирнов и потомки в Москве», а потом организовал производство водки под знаменитым брендом. Большинство других потомков инициативу Бориса Алексеевича не одобрили и даже поссорились с ним.

В Мышкине существует музей Петра Арсеньевича Смирнова.

Пётр Арсеньевич Смирнов (1831-1898) - русский предприниматель, «водочный король» России, учредитель и директор Высочайше утверждённого Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П. А. Смирнова в Москве, поставщик Двора Его Императорского Величества, поставщик дворов короля Швеции Оскара II и Великого князя Сергея Александровича. Прародитель торговой марки Smirnoff, фактически созданной его сыном Владимиром.

Биография

Родился в семье крепостных Мышкинского уезда Ярославской губернии.

Получив вольную, подался в Москву, где в 1860 году открыл небольшую винную лавку с 9 служащими.

Спустя три года, в 1863 году, построил в Москве на Овчинниковской набережной, у Чугунного моста, небольшой водочный завод, на котором в 1864 году было занято не более 25 человек. Завод сразу же стал выпускать товар высокого качества и его продукты нашли быстрое и широкое распространение.

Принцип завода - «давать лучшее, вырабатывать продукты из первоклассного русского материала и не жалеть средств и затрат на усовершенствованнейшие аппараты производства».

В 1873 году товар был отмечен на Всемирной выставке в Вене.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве за превосходного качества очищенное вино, а также отличные водки, наливки и ликёры, за развитие производства, при 250 рабочих, и за усовершенствование производства водочный завод П. А. Смирнова, в Москве, был удостоен права использования изображения Государственного герба.

К 1896 году число рабочих, только на самом заводе, возросло до 1500 человек; 120 подвод в день развозили продукцию. Общее количество людей, так или иначе работающих на Товарищество Петра Арсеньевича Смирнова, достигало 5000 человек.

Список наград, присуждённых продукции завода Петра Арсеньевича Смирнова : 1873 год - Почётный диплом в Вене. 1876 год - Медаль высшей награды в Филадельфии. 1877 год - Государственный герб. 1878 год - Две золотые медали в Париже. 1882 год - Государственный герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. 1886 год - Поставщик ко Двору Его Императорского Величества и Государственный герб. 1888 год - Испанский орден Св. Изабеллы и золотая медаль в Барселоне. 1889 год - Большая золотая медаль в Париже. 1893 год - Большая золотая медаль в Чикаго. 1896 год - Поставщик ко Двору Его Императорского Высочества Великого князя Сергия Александровича. 1896 год - Повторение права использования изображения Государственного герба на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. 1897 год - Золотая медаль на Промышленно-художественной выставке в Стокгольме.

Состояние П. А. Смирнова к моменту его смерти оценивалось в 8,7 млн рублей.

Похоронен на Пятницком кладбище, могила не сохранилась.

В городе Мышкине действует музей Петра Смирнова.

На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил из крестьян графа .

Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи . Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Петр Арсеньевич Смирнов»

Пётр Арсеньевич Смирнов приехал в Москву в 1860 году, когда получил вольную, и сразу же открыл небольшую винную лавку на девять служащих. Его мечта была наладить выпуск качественной водки вместо того, что в то время пили в кабаках и трактирах. В 1863 году он строит у Чугунного моста на Овчинниковской набережной небольшой водочный завод, который сразу же начал выпускать товар хорошего качества и быстро нашел широкое распространение.

Пётр Арсеньевич Смирнов купил этот трехэтажный дом у купца Морковкина в 1867 году. Смирнову достался добротный дом c большим двором, несколькими пристройками и глубоким подвалом, где можно было держать бочки с вином. Особняк на Пятницкой был приобретен специально, чтобы сам Пётр Арсеньевич мог контролировать качество производства напитков, так как очень дорожил своей репутацией. Через девять лет он перестраивает здание по проекту архитектора Н. А. Гейнца. Вход был украшен чугунным крыльцом-навесом с двуглавыми орлами, точно такими же, как на этикетках «Смирновской» водки. В советские годы этот навес был снесён, а вход заложен. И только в конце 1990-х годов восстановлен вновь.

В 1873 году потомственный почетный гражданин Петр Смирнов решает принять участие в международной промышленной выставке в Вене, где имеет невероятный успех и получает диплом и медаль участника выставки. С этого момента началось настоящее признание дела купца Смирнова. Спустя некоторое время, царь Александр III самолично пожелал, чтобы купец Смирнов стал Поставщиком Высочайшего Двора. В 1886 году Смирнов был награждён орденом Станислава III степени и отметил это событие на своем доме: на фасаде со стороны Пятницкой виднеется надпись «Поставщик дв. Его Императорского Величества Петр Арсеньевич Смирнов».

Ассортимент товаров и их качество поражали даже самых серьезных иностранных ценителей алкоголя: «Вишнёвая водка», «Нежинская рябина», «Финь-Шампань», не говоря уже о всеми любимом столовом вине № 21. Императрица Мария Федоровна очень любила ликер «Белая слива», который выпускался исключительно Петром Смирновым. В конце XIX века ассортимент смирновского завода состоял из более чем четырёхсот наименований продукции.

После революции в 1918 году завод и дом у Чугунного моста стали «народным достоянием» и прекратили свою работу. Сын Петра Смирнова продал права на фирму «П. А. Смирнов» американскому подданному, который стал выпускать водку «Smirnoff», правда, совсем по другой технологии.

Дом у Чугунного моста на углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной до сих пор является настоящим символом водки П. А. Смирнова. Сейчас в особняке находится торговый дом и магазин, где продают напитки по рецептам родоначальника славной купеческой фамилии.

Водка давно стала одним из национальных напитков России - и не столько из-за народной любви, сколько благодаря усилиям предпринимателей. Один из крупнейших производителей русской водки - - был прежде всего талантливым продавцом. Исконно русский напиток в том виде, в каком мы его знаем, создан во многом благодаря его умелому маркетингу. продолжает серию публикаций о бизнесменах Российской империи.

Племянник самых честных правил

В начале ХХ века Россию охватила волна забастовок. Чрезвычайную популярность приобрели революционные идеи, предлагавшие сбросить гнет капитала и отнять фабрики у буржуев. На предприятиях Морозова и Путилова устраивали стачки, но были компании, работники которых не принимали участия в беспорядках и трудились как ни в чем не бывало.

К таким предприятиям относились заводы и склады семейства Смирновых - наследников водочного короля Петра Арсеньевича Смирнова. Рабочим смирновских фабрик не из-за чего было бастовать: правило «счастливый рабочий - эффективный рабочий», введенное основателем компании, выполнялось даже после его смерти.

На заводах алкогольного магната хорошо платили, рабочим строили хорошее жилье и больницы, а штрафы за проступки были невысоки (при том что другие фабриканты зачастую жестко наказывали своих сотрудников). Вот и не случилось за всю историю бизнеса Смирновых ни одной забастовки.

История знаменитого бренда началась с того, что в 1811 году к московскому купцу Корчашкину, торговавшему заморскими винами, поступили на службу братья Арсений и Яков Алексеевы (то есть сыновья Алексея) из села Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Они были крепостными и отрабатывали таким образом оброк для своего барина. Согласно указу Петра I от 1718 года, подворное обложение было заменено подушной податью. С тех пор распространилось так называемое отходничество - крестьяне уходили из сел и деревень в город, чтобы зарабатывать для своего помещика живые деньги.

В 1816 году к двоим Алексеевым добавился и младший брат Иван. Именно благодаря его коммерческой жилке братья не только отработали оброк для помещика, но и стали зарабатывать для себя. Через 11 лет после приезда Ивана братья Алексеевы уже торговали самостоятельно, а в 1837 году выкупили себя и своих родственников у помещика. Вместе с вольной они получили право на фамилию Смирновы. Иван Алексеевич был самым талантливым в семье и распоряжался семейным делом.

В 1840 году он купил у своего дальнего родственника, купца Яковлева, ренсковый погребок (то есть лавку по продаже рейнских вин) на Варварке. Через два года брат Арсений попросил взять в лавку своего 16-летнего сына Якова, а еще четырьмя годами позже в Москву перебрался его младший сын Петр, которому было всего 15 лет. Взяв на работу младшего племянника, купец первой гильдии Смирнов с Варварки, как его называли, не предполагал, что обучает опасного конкурента. Работая на дядю, Петр Арсеньевич досконально изучил особенности вин, сортов винограда, секреты хранения и, конечно, искусство продавать.

В 1860 году по инициативе Петра, которому было уже 29, его отец Арсений Алексеевич вышел из семейного бизнеса и открыл собственную лавку. Братья-партнеры превращаются в братьев-конкурентов: с Варварки против Арсения Смирнова с Чугунного моста.

Чистый продукт

Что касается собственно водки, то производство ее как отдельный бизнес - заслуга именно Петра Смирнова. В XVIII веке водка была исключительно домашней. Помещики делали свои крепкие напитки - каждый по своему рецепту, винокурение с 1716 года было исключительно дворянской привилегией. Дистилляция алкоголя, применявшаяся в Европе с XIV века, русским была неизвестна. Очищали водку естественными животными белками. По данным историка кулинарии Вильяма Похлебкина, на «шесть ведер водки первой гонки полагалось как минимум одно ведро молока или полведра яичных белков». Причем водки были только ароматизированные - с добавками пряных трав, ягод, фруктов или семян.

В XIX веке в Россию проникают технологии производства спирта на основе картофельного сырья. Это существенно удешевило производство и стало угрозой для русской водки. Как раз в 60-х годах XIX века, когда Арсений и Петр Смирновы только разворачивали дело, в западных губерниях начали переходить с зерновой водки на картофельную. Но дешевое картофельное пойло было низкокачественным и содержало много сивушных масел и примесей. Однажды, отведав такой дурной водки, Арсений сказал: «Пора делать свою, смирновскую!» Его сын Петр посвятил этому свою жизнь.

С 1 января 1863 года откупная система продажи алкоголя, которая вызывала недовольство и привела к «кабацким бунтам», была заменена акцизным сбором. Акциз собирался с объемов, с количества, с качества выкуренного спирта и за торговлю. В том же году Петр Арсеньевич открывает свой первый водочный магазин на Овчинниковской набережной. Работало там поначалу девять человек, которые производили всего-то десяток бочек. Называлась водка «Смирновской».

Первое, на что обращал внимание Смирнов, - качество продукции, но и не забывал наращивать клиентскую базу. Например, приплачивал завсегдатаям кабаков, чтобы те спрашивали у хозяев, есть ли «смирновка». А раз клиент интересуется - значит, надо закупать. Через несколько месяцев пришлось нанимать уже 25 человек, но даже они не справлялись с заказами. Рост оказался слишком бурным. Работники уговаривали Смирнова наращивать продажи, чуть снизив требования к технологии, но хозяин был непреклонен: снижать качество не позволялось ни под каким видом.

Как в лучших домах

В период расширения производства Петр Арсеньевич буквально жил на заводе. Он купил себе дом на Пятницкой, который выходил на Овчинниковскую набережную, на его первом этаже располагался магазин - таким образом жилье хозяина, производство и продажа были сосредоточены в одном месте. Вскоре этот дом у Чугунного моста был помещен на этикетку «смирновки», чтобы любой неграмотный мужик мог понять, где покупать водку. Обороты росли, водка была объективно лучшей на рынке, и Смирнов в 1869 году подал прошение о признании его фирмы поставщиком Двора Его Императорского Величества. Такой шаг относительно молодого коммерсанта сочли при дворе наглостью, и прошение было отклонено.

Чтобы зарекомендовать себя, предприниматель занялся общественной деятельностью: стал агентом Комитета о просящих милостыню по Пятницкой части. Это был государственный орган, образованный для борьбы с нищенством и бродяжничеством. Среди его целей было «изыскание средств к надежному помещению и возможному пособию первым и деятельных мер к обращению последних от праздности к труду честному и полезному», а также призрение и воспитание бездомных детей.

В результате коммерческих усилий и, как это сейчас называется, социально ответственного поведения Петр Смирнов становится известным человеком. В 1871 году он - купец первой гильдии (хоть и существенно позже, чем его конкурент, дядя Иван). По примеру Смирнова другие производители тоже начали выпускать именную водку. В 1873 году Петр Арсеньевич послал свою водку на международную промышленную выставку в Вену. Это выглядело такой же наглостью, как и прошение о признании поставщиком царского двора, но «смирновку» там не разнесли в щепки, а напротив - присудили медаль и почетный диплом. Качество ее стало международно признанным.

Затем водка Смирнова получила высшую награду на выставке в Филадельфии в 1876 году, а двумя годами позже произвела настоящий фурор в Париже. После филадельфийской выставки разрешил Смирнову помещать на этикетках государственный герб - двуглавого орла - как знак наивысшего достижения российской промышленности.

К концу 70-х годов выручка от продаж «смирновки» превысила 3 миллиона рублей в год - показатель, к которому никто так и не смог приблизиться до самой революции. В 1882 году продукция Петра Смирнова была признана лучшей на Всероссийской выставке, где дегустаторы пробовали напитки вслепую, не зная производителя.

В 1885 году Петр снова подал ходатайство о статусе поставщика царя. После целого года оформления бумаг и рассмотрения был получен положительный ответ. Александр III не только присвоил предприятию купца статус поставщика Двора, но и наградил его самого орденом Станислава III степени, что означало также дворянское звание с правом передачи его по наследству. Петр Смирнов удостоился и других монаршьих наград за качество своей продукции - от шведского и испанского королей.

При этом Петр Арсеньевич никогда не терял контроля над своим производством, он даже лично принимал участие в разработке формы бутылок для разных видов водки. В 80-х годах на него работало уже до двух тысяч рабочих, на его фабриках разливалось более 45 миллионов бутылок в год. Акцизные сборы завода Смирнова приносили в казну ежегодно 5 миллионов рублей, к концу 90-х годов он контролировал 60 процентов алкогольного рынка империи.

Предприниматель продолжал активно занимался благотворительностью: на его деньги строились и содержались Александро-Мариинское женское училище, Московская глазная больница, Алексеевская психиатрическая больница, Московское отделение попечительства о слепых, общество военных врачей, община сестер милосердия и другие богоугодные заведения.

Водка и власть

Водка - очень маржинальный продукт. Себестоимость и цена продажи отличаются в десятки раз, поэтому для государства она всегда была мощным средством привлечения денег в бюджет. Но если раньше власти удовлетворялись сбором акцизов, то в начале 90-х годов позапрошлого века министр финансов Сергей Юльевич Витте решил ввести госмонополию на очистку спирта и торговлю крепкими напитками.

В 1894 году правительство запатентовало продукт, который стал считаться русской водкой: хлебный спирт, перестроенный и разведенный затем водой точно до 40-градусной крепости. Эта «казенная водка», или «казенка» стоила дешево, а «брендовые» водки обложили крупными пошлинами. В результате объем продаж продукции Смирнова упал в 15 раз.

После внедрения госмонополии Петр Арсеньевич прожил еще четыре года. Семейное дело унаследовали его сыновья - Петр, Николай, Владимир, Сергей и Алексей. Но у них дела шли не так хорошо. Потом во главе компании встал Петр Петрович Смирнов, оказавшийся довольно успешным руководителем. Он умер в 1910 году, передав дела жене.

В 1914 году был введен сухой закон, и предприятию пришлось переходить на производство безалкогольных напитков. А потом произошла большевистская революция, и в 1918 году все предприятия перешли под государственный контроль. Смирновы эмигрировали, а в 1930-х годах торговая марка была продана зарубежным бизнесменам. И это уже отдельная история.

В Москве очень любят красивые легенды об особняках. И даже если его правдивая история известна многим, все равно ее искажают ради красивой лжи.
Тверской бульвар не может похвастаться большим количеством зданий в стиле модерна. И этот особняк, который стоит почти на его середине, привлекает к себе особое внимание гуляющих.


Взгляд прохожих всегда останавливается на балконе с причудливым кованым орнаментом, напоминающем плывущий по волнам корабль. Правда, теперь решетку этого балкона закрывают уродливые буквы ресторана «Империя». Уже много лет краеведы любят рассказывать, что этот особняк подарил своей любовнице водочник Петр Петрович Смирнов. И никто из них не любит говорить правду. А ведь история его не имеет ничего общего с этим вымыслом, напраслиной, возведенной ради красного словца, на хорошего человека, заботливого семьянина, на женщину, с нелегкой как у всех в то время, судьбой.

У особняка интересная история. Еще в 1760-х годах он упоминается как принадлежащий конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово.
После пожара он принадлежал графу Владимиру Григорьевичу Орлову.
В 19 веке у него было много владельцев и много перестроек.
В результате получился добротный «ампирный особнячок», который во внутреннем своем строении сохранил следы разных эпох с разным уровнем пола, лабиринтом комнат и служб.

И вот 28 ноября 1900 года у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина этот особняк за 299 тыс. рублей покупает для своей семьи купец Петр Петрович Смирнов. Он уже семь лет к тому времени был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой. Они растили трех детей: Татьяну, Арсения и Алексея. В 1900 году появилась на свет еще одна дочь Ольга.

Петр Петрович был сыном Петра Арсеньевича Смирнова, создателя знаменитого московского водочного завода в Садовниках и его второй жены Натальи Александровны Таракановой.
Сам Петр Петрович в молодости занимался торговлей чаем в Петербурге и переехал в Москву только в 1893 году по настоянию отца, стремившегося привлечь сына в семейное дело.
На следующий год (1894) было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» в Москве с основным капиталом в 3 млн. рублей, где Петр Петрович стал одним из директоров. Семья его росла, в родительском доме на Пятницкой им всем места не хватало, и Петр решил купить для них новый дом.



Архитектором он пригласил знаменитого тогда Федора Шехтеля. С ним Смирновы уже были знакомы. Он строил для их семьи. Петр Петрович поставил перед ним задачу создать достойное и красивое жилище для семьи с сохранением многоуровневого причудливого внутреннего устройства особняка. Но Смирнову хотелось, чтобы его дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Поэтому Шехтель много внимания уделил именно уличному фасаду, при этом его дворовый фасад был предельно прост.


Доминантой бульварного фасада был, безусловно, большой кованый балкон-корабль, как бы плывущий над прохожими. В него выходила парадная зала.


Второй доминантой был высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Первый этаж был хозяйственным, а во втором Шехтель сделал великолепную анфиладу парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича. Детская половина располагалась в мансарде. В дворовых постройках жила прислуга, была конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, балюстрада ее напоминала набегающую волну – любимый прием мастера. На втором этаже лестницы было сделано огромное окно с фасетным стеклом, которое переливалось всем цветами радуги в солнечную погоду. В вестибюле гостей встречали большие парадные портреты хозяев особняка. Все залы парадной анфилады были сделаны в разных стилях. Сын Петра Петровича потом вспоминал, что изучал историю и историю искусств по этим залам.



Парадная столовая была в романском стиле с деревянным панелями на стенах, цилиндрическим сводом потолка, мощным камином с двумя приземистыми колоннами. Свет в столовую проникал через тройное стрельчатое окно с витражами.

Большая гостиная, где хозяева устраивали большие приемы, музыкальные и театральные вечера, была выполнена в классическом стиле, богато украшена лепниной, покрашенный в зеленоватый цвет. В роспись потолка Шехтель поместил монограмму-вензель СПР - Смирновы Петр и Евгения.


Особым парадным помещением был огромный Египетский зал, для которого со двора была даже сделана специальная пристройка. Зал был декорирован рисунками с папирусов в золотисто-бежевых тонах.



Две мощные египетские колонны отделяли зал от коридора. Этот зал построили специально для проведения художественных выставок.

Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Для Петра Петровича Шехтель сделал кабинет в готическом стиле, а для Евгении Ильиничны изящный будуар.



Доминантой будуара был парусный потолок весь украшенный лепным орнаментом из роз.
В оформлении розовой гостиной Федор Шехтель применил новый тогда прием освещения – в лепнину потолка с растительными мотивами по периметру были вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов.


В этой лепнине с двух углов были изображены изящные женские фигуры в туниках.

Во всех помещениях была красивая мебель, картины и другие милые сердцу вещички. Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.


Татьяна Смирнова в Зимнем саду.
Детские комнаты были оформлены по мотивам русских сказок. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной. Имелась приточная вентиляция.

В этом особняке у Петра Петровича и Евгении Ильиничны в 1902 году появился на свет последний ребенок – сын Анатолий. А в 1910 году после непродолжительной болезни совсем молодым скоропостижно ушел из жизни Петр Петрович Смирнов. У него была банальная фолликулярная ангина, осложненная отеком и удушьем. Антибиотиков тогда не было и сердце не выдержало этой болезни. Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми. Ей надо было продолжать торговое дело мужа и растить детей. Их финансовое положение сильно осложнилось с введением сухого закона и государственной монополии на водку. Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке.
Никакому клубу его не сдавали и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев штурмующих соседний особняк градоначальства.
Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине 20 века.
В советское время в особняке были народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили в Романском зале. В 1990-е большую часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. В 1994 году его потеснили, поместив сюда фирму «Мелодия», которую срочно выселяли из англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда РФ. А парадные залы, восстановленные в 2006 году одной строительной фирмой, заняты сменяющими друг друга каждый год ресторанами. В прошлом году это был «клуб Шехтель», теперь ресторан (дом приемов и торжеств) «Империя»...
Которая изуродовала балкон ОКН.