Познавательные рассказы для детей. Познавательные рассказы для детей Научно популярная литература для детей читать онлайн

В преддверии юбилея полета Гагарина "ДП" составил целую подборку научно-популярных книг для детей: про космос, про мозг и даже про то, почему птицы не падают.

"Космос". Дмитрий Костюков, Зина Сурова. "Манн, Иванов и Фербер", 2016

Из названия книги сразу понятно, о чем пойдет речь. Именно о космосе и всем, что с ним связано. Первый выход в открытый космос, космический гербарий, освоение Луны, сборка и установка ракеты, схема МКС, отделение ступеней и выход на орбиту, инопланетяне и космическое будущее. Чем знамениты Константин Циолковский, Сергей Королев, Юрий Гагарин и Герман Титов, а также современные космонавты, конструкторы, ученые. В основе книги - интервью автора с космонавтами. "Космос" оформлен как коллаж: много фотографий, вставок, приписок, рисунков и пояснений. В оформлении использованы фотографии из архивов Дмитрия Костюкова и летчика–космонавта Героя России Олега Котова. Книга получила множество наград. Разглядываю страницу за страницей, космос не кажется чем–то далеким и загадочным, авторы как будто делают его доступнее для детей. Осторожно, желание стать космонавтом может появиться не только у детей, но и у взрослых.

"Физика на каждом шагу". Яков Перельман. "Росмэн", 2016

Как же хорошо, когда современные издательства перевыпускают старые книги. И "Физика на каждом шагу" - это как раз тот случай. История физики, наглядные примеры из жизни, интересные опыты, яркие и забавные иллюстрации - все это собрано под твердой обложкой книги–энциклопедии Якова Исидоровича Перельмана (1882–1942), популяризатора физики, математики и астрономии и одного из основоположников научно–популярной литературы. Это его книга "Занимательная физика" вызвала большой интерес в 1913 году, а позже появились "Занимательная арифметика", "Занимательная геометрия", "Занимательная алгебра", "Занимательная астрономия" и "Занимательная механика". Книга "Физика на каждом шагу" вышла еще в 1934–м, однако все, о чем рассказывает автор, актуально и интересно и по сей день. Задачи, которые автор предлагает на страницах книги, поражают своей решаемостью и ответами не только детей, но и взрослых. Например: "Каков вес телеграфной проволоки, соединяющей Москву с Петербургом?" или "Надо без всяких орудий сдвинуть гранитную глыбу 100 фунтов длиной и 15 футов высотой". А если есть время на опыты с иглой на воде, тогда уж совсем повезло.

"Почему птицы не падают?" Илья Колмановский. "Розовый жираф", 2016

Все, что вы хотели знать о птицах, но боялись спросить. Люди издавна мечтали летать и задавались вопросами: как устроены птицы и почему они научились летать? И вот Илья Колмановский, биолог и журналист, учитель, популяризатор науки и руководитель биологической лаборатории Политехнического музея, написал доступным языком о том, как все устроено. Как птицы опираются на воздух, почему оперение не ломается, когда птицы машут крыльями, какая птица самая легкая, а какая - самая тяжелая, что необходимо, чтобы отталкиваться от воздуха крыльями, и почему кондор летает, только когда солнце прогревает землю. В маленькой книге собрано много важной информации о птицах, которая предлагается юному читателю в легкой и забавной форме. Некоторые факты забыть просто невозможно, даже при большом желании. А вы знали, что за 10 секунд ласточка может пролететь мимо… поезда из 20 вагонов?!

"Ты это твой мозг. Все, что ты захочешь узнать о своем мозге". Дик Свааб, Ян Паул Схюттен. Издательство Ивана Лимбаха, 2014

Книга начинается с имейла школьников, выбравших темой устного сообщения "Мозг", профессору, знаменитому голландскому нейробиологу Дику Сваабу. Сначала он пытается отправить школьников в библиотеку, но они прибегают к маленькой хитрости, и дальше на протяжении всей книги ребята в письмах задают вопросы ученому, а тот отвечает им. Что такое память, почему подростки совершают немало глупостей, кто умнее - мальчики или девочки, чем отличается мозг гомосексуалов и как отличить добро от зла? Свааб отвечает на эти и множество других вопросов легко и доступно в ироничной манере. Это одна из тех книг для школьников, которая сильно облегчит жизнь родителей, сократив число вопросов "почему" в разы. И даже если вы не подросток, прочитав ее, вы станете понимать не только ваше поведение, но и поведение остальных людей.

"Под землей. Под водой". Даниэль Мизелиньский, Александра Мизелиньская. "Самокат", 2016

Авторы книги давно на слуху у родителей, увлекающихся книжками с добротными иллюстрациями и графикой. Александра и Даниэль Мизелиньские выпустили "Карты", несколько книг о городе Гляделкине, "Дома", ставшие самыми что ни на есть мастхэвами домашних библиотек. На этот раз преподаватели Академии изящных искусств в Варшаве чета Мизелиньских выпустили очередной хит - книгу об устройстве подводного и подземного мира. С одной стороны - огромные рыбины в озерах и океанах, лодки, корабли, фридайвинг и подводные костюмы с позапрошлого века, Марианская впадина и обитатели глубин, а с другой - подземный мир с червями, пещерами, муравейниками, обитателями нор, шахтами, метро и тоннелями. К каждому рисунку авторы делают краткое (или не очень) научное пояснение, будь то цифры, историческая справка или общеизвестные факты. Это одна из тех книг, при чтении которой с ребенком радуешься, что она есть, и одновременно жалеешь, что в твоем детстве ее не было.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Пока родители делают вид, что знают ответы на все вопросы, а сами после того, как не могут ответить на элементарную задачку ребенка – лезут за ответами в Интернет, издательства шагнули навстречу всем сторонам одновременно. Таким образом, вы можете вместе со своим крохой изучать в деталях различные направления науки . При этом получая концентрированные знания, удачно проиллюстрированные и написанные доступным языком. Как говорится, было бы желание!

Градация научно-популярных книг

Прежде чем скупать все серии научно-популярных изданий подряд, посмотрите какое именно направление будет интересно вашему малышу. Ведь книга способна дополнить его знания, но первоначально их должны вы вместе найти, например, в походе в краеведческий музей или музей физики Эйнштейна, дадут пищу для ума крохи, а вас заставят задуматься о том, готовы ли вы отвечать на остальные вопросы, постоянно сыплющиеся от малыша, верно или все же чувствуете пробелы и забытые доказательства теорий?! В общем, прикиньте вначале что вы хотите в итоге получить и приобретите интересующие серии или возьмите их в библиотеке.

  • Разделение идет по возрастным группам. Дошкольникам не будет интересен классический формат энциклопедий в котором есть перечень определений и нескольких фактов к ним, но вот старшим деткам этот формат точно понравится. Для детей книги делают в виде интерактивных игрушек, где можно будет что-то подвигать, пощупать, нажать.
  • Направления научно-популярных книг для детей . Можете выбрать точные науки (физика, химия), а можете уйти в гуманитарные (история, например). Опять же в зависимости от возраста выберете подходящую книгу.
  • Есть отдельные книги, а есть серии. В случае, например, с книгами про отдельных животных от издательства лучше постепенно изучать их все. Тем более, что пока насчитывается порядка 25 книг.

Есть серии книг по различным направлениям. Такие интересно собирать полностью. В них больше будут энциклопедические знания, которые будут всегда под рукой у малыша. Ведь очень важно научить школьника не просто гуглить в поисках полезной информации, но и находить нужные вещи в библиотеках.

Знакомые и не очень названия научно-популярных книг для детей

А.В.Тихонов "Животные России. Красная книга". Удивительный сборник исчезающих видов животных со всех уголков нашей необъятной Родины. Автор подробно описал каждый вид, сделал акцент на причинах, приводящих к исчезновению или сильному уменьшению популяции вида. Такая книга хороша не только для школьников, но и просто для , которые заботятся о братьях наших меньших.

Для тех, кто не только любит животных, но и путешествия – вас может заинтересовать научно-популярная книга "Иллюстрированный атлас географических открытий" в переводе автора Амченкова Юрия . В этой книге вас ждут все самые интересные и значимые истории и карты путешественников, связанные с открытиям от начала времен до наших дней. Фантазия вашего ребенка позволит ему, изучая эту книгу самостоятельно, путешествовать во времени и понимать ход истории.

А вот варианты книги для тех, кто по старше. Книга "Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить" автора Йаэль Адлер разберут по полочкам всю биологию для школьника, а может помогут сохранить красоту кожи вашей подрастающей дочке, которая очень хочет начать пользоваться косметикой. В общем, помните, что у каждого из нас около двух квадратных метров кожи, которая как антенна реагирует на все внешние и внутренние раздражители. Любое воздействие на нее наносит определенный вред или пользу для всего (!) организма. Такая научно-популярная книга будет, на самом деле полезна не только детям, взрослые найдут в ней множество неизвестных для себя фактов. Кстати, в этой серии книг вышли еще не менее очаровательные издания.

Отличная серия научно-популярных книг от автора Елены Качур " Детские энциклопедии с Чевостиком". Книга по возрастным цензам рекомендуется детям дошкольного и младшего школьного возраста. Серия завоевала России невероятную популярность за милейшие иллюстрации, подробное описание фактов в каждой книге. И если вы еще со времен своей школьной скамьи боялись, например, физики, то книга Елены "Увлекательная физика" вас аккуратно введет в курс дела. Позволит школьнику разобраться в сложных понятиях и попробовать их изучить самостоятельно. В серии вышли уже книги про химию, о здоровье и устройстве человека, о Земле.

А научно-популярная книга Перельмана Якова "Научные фокусы и загадки" задаст жару вам каждый день, ведь в ней собраны все самые интересные и занимательные задачки, загадки, серии опытов.

Можно сказать, шедевральная книга среди все серий сборников опытов от авторов Марии Яковлевой, Сергея Болушевского это научно-популярная книга "365 научных опытов на каждый день". Более подробного издания вы пока не встретите. Опыты просты, но дают понятия обо всех науках. Вы сможете не только получить понимание почему так происходит, но с помощью подручных средств провести все эксперименты вместе с детьми. Книга хороша тем, что в ней идет подразделение по временам года, градация по возможности делать этот опыт самостоятельно или только с помощью взрослых. Перед каждым опытом у вас будет список необходимых вещей для его проведения и иллюстрация.

Итоги

Научно-популярные книги для детей, авторами которых стали как российские, так и зарубежные писатели завоевывают рынок книжных магазинов с большой скоростью. Конечно, многое зависит от издания, иллюстраций или фотографий, качества изложенного материала, но в любом случае такими книгами зачитываются и дети и взрослые. Их вечера становятся совместными и появляются дела, которые можно провернуть только сообща! Авторы научно-популярных книг для детей стараются сделать их максимально полезными и интересными для широкого круга пользователей.

Фото и видео: свободные источники Интернет

КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
(I полугодие 2018 г.)

В книге просто, доступно и интересно рассказано об основных событиях и главных действующих лицах в истории Древней Руси, Российской империи, СССР и России.

Настоящий словарь содержит около 20 000 слов, включая наиболее употребительные слова литературного и обиходного языка. В приложении содержатся краткие сведения по английской грамматике.
Словарь предназначается для всех, кто начинает изучать английский язык в учебных заведениях, на курсах или самостоятельно.

Жизнь на нашей планете постоянно меняется. Поднимаются новые горы, разрушаются старые. Расползаются в стороны материки. Тают и вновь нарастают полярные шапки. Чтобы заметить эти изменения, время надо измерять миллионами лет. Тогда становится очевидно, что вслед за географией меняется растительный и животный мир. Палеонтологи, специалисты по вымершим, ископаемым животным и растениям, могут долго рассказывать о существах, которых давно нет на нашей планете. Одних сгубило медленное изменение климата, другие не выдержали конкуренции более продвинутых соседей. Бывали и такие случаи, когда огромные группы растений и животных вымирали в результате планетарных катастроф. Вспомните динозавров, эра которых началась 230, а закончилась 65 миллионов лет назад. Деятельность человека за последние два-три века оборачивается для многих животных и растений настоящей планетарной катастрофой. Люди распахивают целинные земли, осушают болота, прокладывают дороги через леса. Там, где раньше было пестрое разнотравье, волнуется море одной пшеницы. Слов нет, без нее людям пока не обойтись. Однако в результате такого хозяйствования на нашей планете начинает стремительно исчезать целый ряд растений. Что делать? Вначале надо понять, кто под угрозой. Российские ученые создали Красную книгу, в которую занесли все виды растений, которым грозит вымирание. Список в ней длинный. Одних только цветковых растений почти пятьсот видов. А есть еще папоротники, хвощи, водоросли. Давайте познакомимся с самыми любопытными растениями, которым нужна помощь.

Книга посвящена изучению окружающего мира. Вы узнаете, как заниматься с детьми по темам: растительный мир; животный мир; человек; время; география. В ней вы найдете специальные упражнения, с помощью которых ребенок узнает названия цветов и деревьев, научится собирать гербарий, выучит названия стран, сформирует целостное представление об окружающем мире.

В книгу вошли интересные биографические материалы о знаменитых русских и зарубежных писателях, авторах произведений для детей - А. Пушкине, Л. Толстом, В. Бианки, А. Чехове, И. Крылове, Н. Носове, С. Маршаке, К. Чуковском, В. Маяковском, В. Драгунском, К. Паустовском, Г.-Х. Андерсене, Р. Киплинге, Д. Родари и М. Твене.
На каждом развороте можно увидеть портрет писателя и краткую основную информацию о нем. Реальные захватывающие истории о детстве или смешные случаи из жизни великих людей, написанные простым, понятным языком, будут интересны ребенку и помогут живее представить образы знаменитых писателей, пробудить интерес к чтению их произведений.
Сборник адресован младшим школьникам, родителям, учителям и станет прекрасным дополнением к урокам литературы, поможет сделать их более насыщенными, эмоциональными, запоминающимися.

В книге собраны русские былины в пересказе Александра Николаевича Нечаева.
Художник-иллюстратор: О. В. Подивилова.

В книгу вошли интересные биографические материалы о знаменитых русских и зарубежных художниках, авторах известных мировых шедевров - А. Рублеве, И. Левитане, И. Айвазовском, И. Шишкине, В. Васнецове, И. Репине, В. Серове, В. Поленове, В. Сурикове, К. Моне, Леонардо да Винчи, Рафаэле, Рубенсе, Тициане.
На каждом развороте можно увидеть портрет художника и краткую информацию о нем. Реальные захватывающие истории о детстве или смешные случаи из жизни великих людей, написанные простым, понятным языком, будут интересны ребенку и помогут живее представить образы знаменитых художников, пробудить интерес к их творчеству.
Сборник адресован младшим школьникам, родителям, учителям и станет прекрасным дополнением к урокам изобразительного искусства и литературы, поможет сделать их более насыщенными, эмоциональными, запоминающимися.

Красочное издание знакомит с народами, проживающими на территории России, увлекательно рассказывает об их жизни, культуре, обычаях, промыслах. Автор книги - этнограф, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Отправляйся вместе с нами в увлекательное путешествие по бескрайним просторам нашей Родины! Животный мир России богат и разнообразен. На территории нашей страны водятся удивительные и не похожие друг на друга звери: морж и тигр, медведь и лось, рысь и серна. В лесу можно встретить пушистую белку и грозного волка, заслушаться трелями соловья, а в степи увидеть забавного ёжика, рыжую лисицу и красавца фазана, услышать пение жаворонка. Добро пожаловать в удивительный мир животных России!

« История Государства Российского» - фундаментальное исследование, написанное известным писателем и историком Н. М. Карамзиным. Любовь к родине, следование правде истории, стремление постичь событие изнутри - таковы принципы, которыми автор, по его словам, руководствовался в своей работе. Созданный в 19 веке, этот труд по-прежнему представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

Книга поможет узнать историю, географию и традиции нашей страны, расскажет о народах, которые её населяют. Юный читатель познакомится с многообразием растительного и животного мира России, с природными богатствами, достопримечательностями и чудесами природы, а также с великими россиянами, прославившими страну.

С этой книгой дети отправятся в захватывающее путешествие по страницам Конституции Российской Федерации. При помощи занимательных сюжетов и историй младшие школьники узнают, что такое государство, какими правами и свободами обладает гражданин России, как работает правительство нашей страны.
Вместе с героями книги Темой и Алисой ребята столкнутся с жизненными ситуациями, разобраться в которых поможет основной закон страны. Эта книга расширит кругозор маленьких читателей, обогатит их словарный запас и расскажет об азах права. Также она пригодится в качестве справочника при подготовке сообщений и докладов в школе.

Книга рассказывает детям о православных святынях России: храмах, монастырях, святых источниках, иконах и других христианских реликвиях. Храмы и монастыри - это каменная летопись русского зодчества. По ним можно изучать и прошлое нашей страны, и её архитектуру. Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и может многое рассказать о православной вере. Трудно также переоценить значение икон для верующих людей. Сегодня иконы по праву оцениваются как произведения искусства.
Издание поможет ребенку проникнуться духом истории, связанной с тем или иным артефактом, понять его значение для России и русского народа. Повествование насыщено историко-культурными сведениями, и при этом тесно связано с современностью.

Мы живём в уникальной стране, которая поражает своими размерами, разнообразием природы и красотой архитектуры. На её территории есть Долина гейзеров, Китовая аллея, пресноводное озеро Байкал, пещеры Алтая, « страна городов» Аркаим, Золотые ворота, Кавказские Минеральные Воды - всего и не перечислишь! На страницах книги собрана информация о самых интересных и знаменитых чудесах России. Знакомство с ними даст массу новых впечатлений и наглядно продемонстрирует, как прекрасна наша Родина!

Книга раскрывает красоту и богатство природы нашей страны. Юный читатель познакомится с морями и океанами, озёрами и реками России, узнает о равнинах и горах, вулканах и гейзерах. Ему будет любопытна информация о специфике российского климата и погоды, о проблемах охраны природы и уникальных заповедных местах.

Книга посвящена истории создания отечественной авиации. Читатель узнает о лучших российских военных и гражданских самолетах и вертолетах, ставших гордостью самолетостроения России, о выдающихся авиаконструкторах, летчиках-героях и знаменитых пилотажных группах.

Познакомься с одними из древнейших обитателей нашей планеты — они бродили по земле, когда до появления человека оставались еще миллионы лет.
Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи — какой удивительный мир, каких необыкновенных животных найдешь ты на этих страницах.
Художник-иллюстратор: Е. В. Конькова.
Для среднего и старшего школьного возраста.

В книгу вошли интересные биографические материалы о знаменитых русских и зарубежных композиторах - М. И. Глинке, А. С. Даргомыжском, А. П. Бородине, М. П. Мусоргском, Н. А. Римском – Корсакове, П. И. Чайковском, С. В. Рахманинове, С. С. Прокофьеве, Д. Д. Шостаковиче, И. С. Бахе, Й. Гайдне, В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Ф. Шуберте, Ф. Шопене.
На каждом развороте можно увидеть портрет композитора и краткую основную информацию о нем. Реальные захватывающие истории о детстве или смешные случаи из жизни великих людей, написанные простым, понятным языком, будут интересны ребенку и помогут живее представить образы знаменитых композиторов, пробудить интерес к их творчеству.
Сборник адресован младшим школьникам, родителям, учителям и станет прекрасным дополнением к урокам музыки и литературы, поможет сделать их более насыщенными, эмоциональными, запоминающимися.

Вашему вниманию предлагается издание « То ли было, то ли не было».

Книга поможет совершить увлекательную прогулку по разным уголкам страны и познакомиться с обитателями лесов, степей и гор, вод морей и океанов, холодной Арктики, а также раскроет все секреты их жизни.
Книга иллюстрирована рисунками известных художников.

Нашу планету населяют самые разные виды живых организмов. Те из них, что находятся под угрозой исчезновения, заносятся в Красную книгу. Такие виды животных и растений подлежат особой охране, ученые изучают причины уменьшения их численности, принимаются меры по их воспроизводству и рациональному использованию. Данная книга посвящена животным, растениям, грибам и лишайникам Красной книги России.

Серия книг « Моя Россия» даёт все необходимые знания о родной стране. Эта ярко иллюстрированная книга посвящена описанию наиболее важных для нашего Отечества сражений, начиная с побед над Хазарией и Болгарским царством первого русского князя-завоевателя Святослава и заканчивая взятием Берлина советскими войсками весной 1945 года.

Россию омывают воды океанов, морей и рек. Осваивать водные пространства начали еще наши далекие предки: они строили суда, выходили в плавания и открывали новые земли. Царь Петр I приложил немало усилий, чтобы создать мощный российский флот.
В книге рассказывается об отважных мореходах, прославленных флотоводцах, образовании русского флота и его победах. Читатель узнает о моряках, не пожалевших жизни для защиты нашего Отечества в разные тяжелые для него годы, о морских сражениях, важных для России, а также прославленных кораблях - от первых фрегатов, положивших начало флоту на Балтике, до современных подводных атомных лодок и авианосцев.

Все вокруг состоит из атомов, а из чего состоят сами атомы, и откуда они взялись? Любопытная Божья Коровка решила расспросить об этом своего друга, очень умного Мышонка. А вам, ребята, тоже интересно получить ответы на эти вопросы? Тогда давайте послушаем умного Мышонка вместе! Он расскажет нам: — как появилась планета Земля, на которой мы живем; — как на Земле зародилась жизнь; — как атомы соединяются, чтобы образовать самые разные тела и вещества; — почему вода мокрая, а камни твердые. Книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Все вокруг состоит из атомов, как же получается, что одни предметы живые, как жуки или бабочки, а другие — неживые, как камень? С таким вопросом пришла к умному Мышонку его подружка Божья Коровка. Мышонок рассказывает ей, и конечно, любопытным ребятам тоже: — что такое клетки, какими они бывают и что делают; — как зародилась жизнь на Земле; — как на нашей планете появлялись новые виды животных и растений; — как из всего двух клеточек развивается человек. Книга для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности

Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному . Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами . Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию . При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.



В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие . Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему , однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

В этот период продолжает формироваться и теория детской научно-популярной литературы. Значительным явлением в истории русской детской книги становится предпринятая в 60-е годы известным критиком и публицистом Н.В. Шелгуновым попытка создания подробного проекта «детской библиотеки» научно-популярных книг, дифференцированных по читательскому адресу на три раздела: для детей до 6 лет - книжки-картинки; для детей 6-8 лет - книжки-картинки с текстом; для детей 10 лет - краткие курсы по отдельным направлениям науки и техники. Построение каждого раздела определялось принципом энциклопедичности сообщаемого материала. В истории отечественной детской книги это одна из первых попыток разработки систематического комплекса научно-популярных книг, четко дифференцированного по возрастному признаку и учитывающего возможности различных типов изданий детской книги (книжки-картинки с текстом и без него, текстовые издания).

Репертуар научно-популярной детской книги, универсальный по тематике, разнообразный по жанрам публикуемых произведений, включающий книги для всех возрастных групп детского читателя, использующий понятийные и художественные способы популяризации, - одно из самых значительных достижений в истории русской детской книги третьей четверти XIX века. Почетное место в нем занимают научно-популярные книги по истории. Вдохновленные трудом Н.М. Карамзина «История государства Российского», детские писатели создали множество его переложений.

Помимо исторического комплекса в состав научно-популярного репертуара детской книги интересующего нас периода входили довольно многочисленные издания, посвященные различным естественным и гуманитарным наукам, развитию техники.

Среди изданий, адресованных младшим читателям, преобладали книги, посвященные объяснению явлений природы, которые ребенок видит ежедневно, предметам, окружающим его в быту . Затем следовали издания, увлекающие в близкие и дальние прогулки и путешествия, постепенно расширяющие границы детского мира от стен комнаты до пределов Вселенной . Подобные книги носили ярко выраженный энциклопедический характер, сообщая разнообразные сведения из ботаники, зоологии, географии, физики и т.д.; их отличает, как правило, живой образный язык, обилие иллюстраций. Научно-популярные книги для среднего и старшего возраста более фундаментальны, они привлекали для пояснения отдельных явлений и предметов значительный научный материал, использовали научную терминологию . В изданиях для этого возраста доминировала дидактическая популяризация, формирующая мировоззрение, интерес к науке, навыки научного мышления и т.д. средствами популярного изложения научной информации, доступными детскому восприятию .

В этот период среди изданий, адресованных среднему и старшему возрасту, появляются произведения одного из наиболее значительных и оригинальных жанров научно-популярной литературы для детей - так называемой «занимательной популяризации» («занимательной науки»), получившей широкое развитие несколько позже - в конце XIX - начале XX века. Произведения данного жанра не только информируют читателей о результатах развития науки и техники, но и воспитывают в детях смекалку, самостоятельность мышления, любовь и уважение к научным поискам, к методам научного мышления, наконец, к людям науки. Активность «занимательной популяризации» отвечает специфике детского возраста; не ставя своей задачей научить ребенка какой-либо науке, не подменяя учебную литературу, она способна внушить читателю увлеченность наукой, расширить его представления о научной деятельности, приучить мыслить в духе конкретной науки. Для произведений этого жанра в дальнейшем характерна подчеркнутая документальность, использование материала только твердо доказанного, без изложения догадок, гипотез; умение увидеть в обыденном необычное, взглянуть на привычные явления под новым, неожиданным углом зрения определяет здесь природу занимательности.

Появление подобного рода книг в детской популяризации связано с активизацией развития науки, в первую очередь с выдающимися открытиями, сделанными в том числе отечественными учеными. Произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются в этот и все последующие периоды развития отечественной детской литературы к читателям младших возрастных групп, стремясь не только объяснить окружающий мир, но и пробудить у них интерес к науке и технике, научному поиску

Интерес детей к науке, безусловно, следует поддерживать всеми средствами, это общеизвестно. Еще во времена Советского Союза одним из важнейших факторов школьников служила научно-популярная литература. Книги, которые доступным и интересным языком повествуют о, скажем, ядерной физике, привели в инженерные вузы нашей страны множество молодых людей. Сегодня принимаются меры для возрождения интереса школьников к литературе данного жанра. Несмотря на временный спад интереса к такого перспективы развития жанра в нашей стране, безусловно, существуют.

Почему современные дети стали меньше интересоваться научно-популярной литературой?

По сравнению с предыдущими поколениями школьники сегодня не проявляют особого интереса к книгам, научная популярная литература здесь не исключение. Такое снижение интереса связано с тем, что на сегодняшний день существует огромное количество альтернативных источников информации, которые более затягивают детей, чем книга. Гораздо проще и быстрее узнать о том, что нас интересует, из телевизионной программы или интернета, чем отправляться в библиотеку в поисках подходящей книжки.

Еще один фактор, на который нельзя не обратить внимания - это, собственно, отсутствие авторов, способных действительно заинтересовать ребенка, ведь научно-популярная - достаточно нелегкий жанр. Писать для детей - это всегда непросто, ведь нужно не только донести информацию до юного читателя, но и удержать его внимание, увлечь в мир книги. На сегодняшний момент существует лишь ограниченное количество достойных внимания авторов. Если 70-е годы прошлого века можно смело назвать расцветом, временем обилия талантливых авторов, то 80-е уже характеризуются значительным спадом, в 90-е уже едва ли можно было найти издательство научно-популярной литературы. Некачественные работы, которые периодически издавались, не вызывали бурного интереса ни среди детей, ни среди их родителей, что неизбежно вело к тому, что жанр научно-популярной детской литературы постепенно придавался забвению.

Роль в общем образовании

Многие считают, что литература данного жанра может служить лишь для расширения общего содержания предметов, преподаваемых в школах, однако это не так. Помимо расширения кругозора ребенка, что само по себе крайне важная задача, существует и еще одна, не менее важная цель - мотивация. Научно-популярная литература для детей помогает пробудить неподдельный интерес к миру, который нас окружает, по-другому взглянуть на, казалось бы, скучные школьные предметы. Крайне важна не только собственно научная, но и биографическая составляющая. Школьникам полезно узнавать о том, как из простого ребенка вырастает ученый-первооткрыватель. Очень важно иметь пример того, как человек добивается успеха с помощью популярная литература полна таких примеров. Таким образом, мы мотивируем ребенка учиться, стремиться к познанию мира ради достижения высоких целей.

Как развить у ребенка желание читать?

Безусловно, в условиях современности крайне сложно заинтересовать ребенка книгой, тем более научной. Многим родителям представляется невозможным когда-нибудь увидеть собственное дитя за чтением, а не за компьютером. Конечно же, далеко не каждого ребенка можно увлечь литературой, однако способного школьника - вполне реально, в случае если будут приложены совместные усилия родителей и учителя. Задача педагога, по сути, состоит в том, чтобы вовремя заметить зарождающийся интерес ребенка к той или иной дисциплине и рассказать ему, какая существует научная популярная литература на эту тему. Родители, в свою очередь, должны всячески поощрять заинтересованность школьника. Не забывайте интересоваться его успехами, чаще общайтесь на темы, которыми он увлекается. Не стоит заставлять читать такую литературу насильно. Нужно попытаться убедить ребенка в том, что это интересно и необходимо, тогда у него возникнет желание взять в руки книгу.

Перспективы развития данного жанра в России

К счастью, в последнее время прослеживается уверенный рост внимания издательств к данному жанру. Научно-популярная литература медленно, но верно возрождается. Например, современное издательство «Просвещение» с 2007 года выпускает серию детских познавательных книг под названием «Твой кругозор», из которых можно узнать много нового, к примеру, прочитать о выдающихся женщинах Древней Руси, о том, как человек познал электричество, и о многом другом. Нельзя не отметить и еще одну серию книг, которая называется «На грани мира». Она подойдет тем, кто увлекается историей. Серия повествует о развитии отношений России и Германии, России и Японии, Франции, а также других стран, с которыми воевало наше государство. Существуют и другие серии, например научная популярная литература про природу пользуется сегодня спросом.

Подборка литературы для детей

Детский книжный клуб «Читариум» предлагает детям и их родителям собственную подборку произведений, заслуживающих внимания. Ориентированы книги, перечисленные ниже, на деток от шести до девяти лет. Если вы решили заинтересовать своего ребенка чтением и при этом хотите, чтобы было максимально полезным для развития его кругозора, вам подойдет научно-популярная литература.

Итак, представляем вашему вниманию пятерку наиболее интересных с точки зрения «Читариума» книг на различные тематики, выбирайте то, что по вкусу именно вашему ребенку. Каждый юный читатель индивидуален, поэтому необходимо учитывать вкусы каждого, чтобы действительно заинтересовать школьника, а не заставлять его читать то, что ему вовсе не интересно. Дети с удовольствием будут исследовать и изучать то, что им нравится, что они сами выбрали. Очень важно предоставлять им возможность выбирать, не нужно решать за ребенка, чем ему интересоваться. Не пытайтесь восполнить собственные пробелы в знаниях за счет своих детей.

«Крутая механика для любознательных» (автор - Ник Арнольд)

В книжке интересным, а главное доступным, языком описываются основные принципы работы и машин. Здесь не только объясняется, как работает тот или иной механизм, но также приведены примеры их использования в жизни. Следуя изложенным в издании инструкциям, ребенок может самостоятельно конструировать модели из деталей.

«Почему вода мокрая?» (Джемма Харрис)

Здесь можно найти ответ практически на любой детский вопрос. Ученые различных областей знаний отвечают на наиболее часто задаваемые школьниками вопросы. Книгу можно читать с начала, с конца или с середины или же просто искать интересующее с помощью предметного указателя.

«Тайны анатомии» (Кэрол Доннер)

Книга описывает невероятные приключения близняшек Макса и Молли, которые, сделавшись крошечными, оказались внутри организма великана. Читая книгу, ребенок вместе с ее героями исследует человеческий организм. Автору крайне удачно удалось превратить скучный рассказ о строении нашего тела в занимательное приключение.

«Детские энциклопедии с Чевостиком» (Елена Качур)

Уже известный всем из аудиоспектаклей герой - Чевостик - теперь переходит в книжный жанр под названием "научная популярная литература". Главные герои отправляются в захватывающие путешествия, во время которых познают мир. Конечно же, это куда интересней, чем слушать или читать скучные перечисления

«Космос» (Костюков, Сурова)

Название издания уже говорит само за себя. Книга представляет собой совместный проект, повествующий обо всем, что связано с космосом и его секретами. Научная и научно-популярная литература о бескрайнем космосе, таком далеком от нас, всегда привлекала детей всех возрастов.