Презентация опк тему защита отечества. Урок "защита отечества" по предмету основы православной культуры

МАОУ «СОШ №122 с УИИЯ»

Работу выполнили:

    Аленевская С.В

    Булычева Г.К.

    Гликина С.Б.

    Жилина М.В.

    Кузнецова И.В.

Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе

по теме: «Защита Отечества »

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Тема и номер урока в теме : «Защита Отечества» № 13

Базовый учебник : «Основы православной культуры» Бородина А.В., Москва «Русское слово», 2013 г.

Цель урока: формирование понимания взгляда на войну как зло, в котором христианин принимает участие только во имя защиты добра и справедливости, семьи и Отечества.

Задачи :

личностные

Формировать уважительное отношение к истории России, духовным ценностям народа;

Прививать любовь и уважение к Отчизне, наследию предков;

Воспитывать уважение к воинам - защитникам Отечества через образы исторических личностей: Александра Невского,

Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;

Формировать умение слушать собеседника, поддерживать диалог, признавать право на существование разных точек зрения и возможность каждого человека иметь свою собственную.

предметные

Расширить знание учащимися понятий: «Отечество», «священный долг»;

Углублять, уточнять и закреплять знания школьников о защитниках Отечества.

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге.

Необходимое оборудование - компьютер, проектор.

Перечень ЭОР:

    Презентация к уроку

    Презентация проекта домашнего задания «Награды России»

    Фрагмент фильма «Александр Невский»

    Музыкальный файл (автор Э. Асадов стихотворение «Россия начиналась не с меча…»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по «Основам православной культуры».

Учащиеся садятся на свои места по заранее созданным творческим группам.

Самоопределение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности.

Педагог подводит учащихся к постановке и принятию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

Что являлось причиной ваших ссор?

Что вы чувствовали?

А чем заканчивались ваши ссоры?

Что произойдет, если поссорятся между собой страны?

Что означает слово “война”?

Напишите ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?

А еще почему?

Ученики высказываются.

Происходят войны.

Война – это вооружённый конфликт.

Война – это смерть миллионов невинных людей.

Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)

Учащиеся высказывают предположения:
-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.

Желание защитить свою семью и Родину.

Умение сотрудничать с педагогом, умение слушать и слышать…

3 мин

3.Формулирование темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Защита Отечества».

Вы узнаете что-то новое о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,

о святых защитниках Родины.

Сегодня мы поговорим о защитниках нашей страны, Родины.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализация знаний.

Что объединяет этих персонажей?

Как иначе их можно назвать?

Знаете ли вы других богатырей?

Что такое Отечество?

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.

Они богатыри.

Защитники.

Родина

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?

С древних времен богатые славянские земли многократно подвергались нападениям врагов. Славяне отважно защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять врагам.

А что на войне самое страшное?

Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Чтение и осмысление статьи учебника с. 74-75.

Объясните, как вы понимаете эти слова: справедливая война, воинский долг, жертвенность, Святая Русь.

Может ли война быть справедливой? В каком случае?
- Какая война по-христиански может быть оправдана?

Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих».

Ответы детей.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Формирование навыков смыслового чтения.

10 мин

1 мин.

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

Какими качествами должен обладать защитник?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

Среди православных святых было много воинов.

Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает.

5 мин.

7.

Работа в группах.

Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники.

Просмотр отрывка фильма

«Александр Невский»

Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны?

Почему эти люди стали святыми?

- Кто такие святые?

Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский , преподобные Ослабля и Пересвет, Святой праведный воин Феодор Ушаков

Выступление историков

Выступление литераторов

Художники разукрашивают

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!

Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.

Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

С обращения к Богу.

Благодарили Бога за помощь.

8 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону?

Будет ли такой поступок христианским? Почему?

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много стихов сложено о нашей прекрасной Родине. Одно из них мы послушаем вместе с вами.

Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.

Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно.

Надо поступать по заповедям Божьим.

Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

9. Домашнее задание.

Проекты «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки».

1 мин

Основы православной культуры ведутся в 5-х классах школы как спецкурс (поставлен в расписание). Так как школа работает как Региональная экспериментальная площадка «Проектирование образовательной среды на основе принципа индивидуализации: внутриорганизационный и сетевой ресурс», утвержден приказом министерства образования и науки Волгоградской области от 28.04.2014 года № 518.

Спецкурс разработал в рамках проекта с целью индивидуализации образовательного проекта (индивидуализацию понимаем-как «дойти до каждого» с использованием тьютерских технологий) Спецкурс - это продолжение ОРКСЭ, которой велся в 4 классе, учитель, используя учебник А.В. Кураева другую дополнительную литературу создал авторскую программу. Урок «Защита Отечества» урок-диалог с привлечением исторического материала: нашествие монголо-татар на Русь, 1240 год война со шведами, 1242 год война с немцами, война Ф. Ушакова; а также о православных защитниках Руси Д. Донском, А. Невском, Русских богатырях, Ф. Ушакове. Стихами Ф.И. Тютчева, философа Ильина. Суть урока была в том, чтобы сделать экскурс в историю и разобравшись с критериями «справедливых войн», попытаться увидеть являются ли парадоксальными высказывания, взятые из христианских заповедей: 1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»; 2) «Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду»; 3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Обучающиеся пришли к общему мнению, что противоречий в высказываниях нет, так в первой и второй заповедях речь идет о личностном, а третье посвящено защите Отечества.

Основы православия

Учитель: Ребята, посмотрите на предложенный фоторяд.

‒ Какие мысли возникают у вас по поводу этих фотографий?

‒ Что такое война?

‒ Какие причины войны?

‒ Какие войны вы знаете?

‒ К чему приводят войны в экономическом плане, в социальном и духовном?

‒ На какие категории можно разделить войны?

‒ Приведите примеры агрессивных войн.

‒ Приведите примеры оборонительных войн.

‒ Как можно назвать оборонительную войну? (справедливой)

Учитель: А справедливую войну можно назвать Защитой Отечества? Так как мы назовем тему урока?

Тема: «Защита Отечества».

Учитель: Войны - это есть отношения между людьми, где каждый играет разные социальные роли: воины, военноначальники, духовные наставники. Так какая же наша цель урока?

Обучающиеся: выяснить критерии справедливых войн, узнать о защитниках, в том числе и о святых.

Учитель: Я вам дам несколько библейский высказываний:

1) «Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас»

2) «Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду»

3) «Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих»

4) «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны»

Учитель: Посмотрите на вопросы. Секунду подумайте и оставим их пока.

Обучающиеся: Захватнической войной можно назвать нашествие монлого-татар на Русь в XII веке. Это были кочевые племена. Один за другим исчезали в огне пожаров деревянные русские города; были убиты десятки тысяч людей. Вся Русь была завоевана на 240 лет монголами. Они собирали с Руси огромную дань, настраивали князей друг на друга. Убивали их. Монголо-татары контролировали всю жизнь Руси. Русские князья всячески сопротивлялись.

Ученик. Дмитрий Донской.

Он был первым московским князем, возглавившим борьбу против татар. В 1380 году Дмитрий выступил навстречу полчищам Мамая, двигавшимся на Русь. Сражение произошло на Куликовском поле, он подошел к реке Дон и сжег за собой мосты. Он дал понять, что назад дороги нет. Он одержал победу, за что получил прозвище Донской. Дмитрий Донской поехал за благословением к Сергию Радонежскому.

Кто такой Сергий Радонежский?

Ученица. Сергий Радонежский.

Ученица. После смерти родителей он начал жизнь отшельника-монаха около местечка Радонеж. Он молился, учил других христианским заповедям. Он основал Троице-Сергиевский монастырь. Он обладал высоким нравственным авторитетом, у него было много учеников и они основали около 30 монастырей. Он считается заступником земли русской. Именно к нему за благословением приехал Дмитрий Донской. Послал своих монахов (бывших) воинов - Пересвета и Осляблю. Участие монахов в боевых действиях было нарушением церковных канонов, но Сергий взял на себя грех. Сергий уговаривал князя избежать кровопролития, решить вопрос мирно. Князь ответил, что все возможности исчерпаны. Путей к миру нет и тогда Святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом! Ты победишь» И послал своих бывших воинов, теперь монахов Пересвета и Осляблю, которые вышли на Куликово поле.

Учитель: Какой вывод сделаем?

Ученики: Борьба с монголо-татарами была справедливой, так как была направлена на защиту своих алтарей, сестер, матерей, своей Родины. Защитники одержали победу, потому что были благословлены и глубоко верили в победу.

Учитель: Другим защитником Руси был Александр Невский.

Обучающиеся. В 1240 году шведы начали наступление на новгородские земли. Их корабли с многочисленным войском вошли в реку Неву. Новгородский князь Александр со своей конной дружиной выступил в поход. Он напал внезапно. Но шведы оказались стойкими бойцами, битва затихла лишь с наступлением темноты. Враг отступил к своим кораблям. Еще одно славное имя - Александр Невский. А. Невскому принадлежат слова «Не в силе Бог, а в правде».

Обучающиеся дали пояснение, как поняли слова: нас меньше, но мы выступаем за правое дело.

Ученик. В 1242 году немецкие рыцари крестоносцы наступают вновь на Псков. Александр со своим войском выступил к Чудскому озеру. Немцы выстроились свиньей, при этом были тяжело вооружены. Подтаявший лед начал давать трещины. Рыцари обратились в бегство. Здесь тоже А. Невский обращается к Богу. «Суди меня Боже и рассуди распрю мою с высокомерным народом».

Обучающиеся дали пояснения. Суди Боже, война - это грех, но нет другого пути, как сражаться за Родину свою, потому что враг напал на Русь.

Учитель: А. Невский был князь миротворец. Он был дипломатом, и в результате его диалога с монлого-татарами на Руси установилось спокойствие.

Учитель: Обратимся к стихам А. Майкова, который описывает последние часы перед смертью.

«Тихо лампада пред образом Спаса горит

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит.

Снится ему Ярославов в Новгороде двор

В шумной толпе и мятеж, и раздор,

Все собралися концы и шумят.

«Все постоим за святую Софию, - вопят, -

Дань ей несут от Угорской земли до Ганзы

Немцам и шведам страшней нет грозы.

Сам ты водил нас, и Биргер твое

Помнит досель на лице, чай, копье!

Рыцари, - памятен им пооттаявший лед!

Конница, словно как в море летит кровяном!

Бейте, колите, берите живьем

Лживый, коварный, пришельческий род!

Нам ли баскаков пустить

Грабить казну, на правеж нас водить?

Злата и серебра горы нас в погребах, -

Нам ли валяться у хана в ногах!

Бей их, руби их, баскаков поганых, татар!»

И разлилася река, взволновался пожар.

Князь приподнялся на ложе своем,

Очи сверкнули огнем,

Грозно сверкнули всем гневом высокой души, -

Крикнул: «Эй, вы, торгаши!

Бог на всю землю послал злую музду.

Вы ли одни не хотите его покориться суду?

Ломятся тьмами ордынцы на Русь - я себя не щажу…»

Учитель: О чем идет речь в стихотворении? (О переосмыслении жизни, о том, что делал не так, что много грешил). А. Невский принимает схимну. Он отрекается от мирского и посвящает себя Богу.

Учитель: Прочитайте отрывок из моей книги о смерти А. Невского «Зашло солнце земли русской…» (Энциклопедия «Герои Русской истории»). Здесь произошло чудесное явление. Князь умер, в его руку митрополит должен был вложить грамоту, но навеки взял ее сам.

Учитель: И еще об одном военноначальнике - молитвеннике Ушакове давайте поговорим.

Ученики: Великий полководец, не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного солдата. Получил все возможные почести, но в конце жизни ушел в монахи, дабы понимал, какие грехи на нем: всю жизнь воевал.

Учитель: А теперь прочитаем стихотворение Федора Тютчева «Славянам», в котором показано, как сражались славяне, не жалея жизни в справедливых войнах.

Man mu? Die Slaven an die Mauer drucken?

Они стоят, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмем!»

Ну как бы им не оборваться

В задорном натиске своем!...

Да, стенка есть - стена большая, -

И нас не трудно к ней прижать.

Да польза-то для них какая?

Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,

Хоть и гранитная скала, -

Шестую часть земного круга

Она давно уж обошла.

Ее не раз и штурмовали

Кой-где сорвали камня три,

Но напоследок отступали

С разбитым лбом богатыри…

Стоит она, как и стояла,

Твердыней смотрит боевой.

Она не то, чтоб угрожала, но

Каждый камень в ней живой…

Так пусть же бешеным напором

Теснят вас немцы и прижмут

К ее бойницам и затворам,

Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,

Как ни грози вам буйство их,

Не выдаст вас страна родная,

Не оттолкнет она своих.

Она расступится пред вами

И, как живой для вас оплот,

Меж вами станет и врагами

И к ним поближе подойдет.

Учитель: О чем говорит этот отрывок?

Ученики: Не только русские воины сражались, не щадя своей жизни, но и Родина помогала им, с Божьей помощью.

Учитель: Прочтите последнюю строчку «Не выдаст вас страна родная, не оттолкнет она своих».

Сделаем вывод.

Обучающиеся: Войны, которые велись, были справедливыми, так как были направлены на защиту сестер, матерей, алтарей, защиту Родины. Защитники - это были люди, любящие свою Родину, глубоко верующие, не щадившие свою жизнь, причисленные к лику святых.

Учитель: А вот теперь вернемся к нашим вопросам, которые написаны на доске. Они взяты их христианских заповедей. Не противоречат ли они тому, о чем мы только что говорили? Нет ли парадокса между 1, 2 и 3 высказываниями?


Тезис №1
«Не противиться злому: но кто ударит в правую щеку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас».

Учащиеся:

Ученик 1 . Если отвечать на зло, то зло накопится в человеке и разрушит его внутренний мир, зло станет естественным и человек будет видеть белое черным.

Ученик 2. Зло будет расти. Чтобы жизнь людей не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен отказываться от защиты своих личных интересов. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят: «Лучший бой - это тот бой, которого удалось избежать».

Ученик 3. Можно всех сокрушать, идти к вершине власти. Таких героев надо бояться. (Немецко-фашистские захватчики, Гитлер, Наполеон)

Ученик 4. Человеку сделали зло, он должен перестроиться внутри себя, научиться бороться со злом внутри себя. Когда дашь гневу вырваться, надо понять, что это плохо, укрепиться в добре, а значит духовно вырасти. Надо просто изменить свой внутренний мир.


Тезис №2.
«Всякий гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду».

Учитель: Прочитайте в моей Библии высказывание «Не судите брата».

Учитель: Что можем сказать об этом?

Обучающиеся: 1. Эта заповедь близка первой. Суть та же: не отвечать злом на зло, прежде всего обратить внимание на себя. Нужно быть самим глубоко нравственным человеком, чтобы судить других.

2-й ученик. Не совсем согласен, так как бывает гнев уместный. У нас в учебнике есть рассказ о семье Табаковых: бандит ворвался в дом, где были дети; стал издеваться над сестрой; мальчик ударил бандита ножом, защищая сестру. Бандит детей убил, а мальчик посмертно был награжден президентом за геройский поступок.

3-й ученик. Я приведу еще один пример философа из учебника: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практических последствий ненависти к врагам». Если мы думаем, что, оскорбив друг друга - конфликт исчерпан, то не всегда так бывает. Некоторые люди могут продолжить конфликт и в него могут быть вовлечены дети, родители, прокуратура.

4-й ученик. Я согласен. Возьмем пример из истории. Был убит наследник австро-венгерского престола, и так как государства взаимосвязаны друг с другом: они стали объявлять друг другу войну. Началась первая мировая война, в которой приняли участие 39 государств.

Учитель: какой вывод сделаем?

У вас на партах лежат на партах тексты философа Ильина «О самопредании злу». Прочитайте.

«Слабые люди с трудом выносят опасность гибели, быстро деморализуются и предаются постыдным влечениям, однако люди сильные духом, отвечают на внешние бедствия обратным процессом - духовным очищением и укреплением в добре…»

«Когда делаешь добро, душа исцеляется вся и вся, сияет светом и уже по-новому обращается к Богу, к людям и к миру».


Тезис №3.
«Нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за ближних своих». Если зло поднято на штыках и направлено против государства, то Родину свою защищать нужно. Есть ли парадокс между 1 и 2 тезисом и 3?

Ответы разные. Но пришли к единому мнению: первые 2 вопроса носят личностный характер, христианские заповеди обращены к каждому конкретному человеку, а вот в третьем вопросе речь идет о наступлении врагов на Родину. То есть мы рассматриваем библейские высказывания в широком смысле слова. Поэтому защитники не щадили жизни, так как война есть уничтожение, разрушение, гибель. Здесь нет противоречий, когда речь идет о тебе, то нельзя отвечать злом на зло, но если зло поднято на ружье, на нашу страну, то нужно защищать Родину.


Тезис №4.
«Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны».

Учитель : О чем идет речь?

Так как войны занимают половину из тысячелетия, то мы должны решать вопросы мирно. Если война закончилась, нельзя относиться плохо к людям, воевавших на стороне врага. Нельзя добивать раненых во время войны, нельзя издеваться над людьми. Только мир делает людей добрее и справедливее.


Вывод:
Надо бороться со злом, надо стремиться к добру, нельзя осуждать людей, делать им плохо. Все плохое вернется к тебе. Но если враги напали - надо жизнь свою не щадить. И все-таки стараться решать все вопросы путем дипломатии. Родина превыше всего. Мы должны гордиться ею и славить Отечество своими делами. Закончим соборным пением «Славься Отечество», автор музыки Глинка

Рефлексия.

1) Что было познавательное в уроке?

2) Что вы получили в личностном плане?

МАОУ «СОШ №122 с УИИЯ»

Работу выполнили:

    Аленевская С.В

    Булычева Г.К.

    Гликина С.Б.

    Жилина М.В.

    Кузнецова И.В.

Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе

по теме: «Защита Отечества »

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Тема и номер урока в теме : «Защита Отечества» № 13

Базовый учебник : «Основы православной культуры» Бородина А.В., Москва «Русское слово», 2013 г.

Цель урока: формирование понимания взгляда на войну как зло, в котором христианин принимает участие только во имя защиты добра и справедливости, семьи и Отечества.

Задачи :

личностные

Формировать уважительное отношение к истории России, духовным ценностям народа;

Прививать любовь и уважение к Отчизне, наследию предков;

Воспитывать уважение к воинам - защитникам Отечества через образы исторических личностей: Александра Невского,

Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;

Формировать умение слушать собеседника, поддерживать диалог, признавать право на существование разных точек зрения и возможность каждого человека иметь свою собственную.

предметные

Расширить знание учащимися понятий: «Отечество», «священный долг»;

Углублять, уточнять и закреплять знания школьников о защитниках Отечества.

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге.

Необходимое оборудование - компьютер, проектор.

Перечень ЭОР:

    Презентация к уроку

    Презентация проекта домашнего задания «Награды России»

    Фрагмент фильма «Александр Невский»

    Музыкальный файл (автор Э. Асадов стихотворение «Россия начиналась не с меча…»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по «Основам православной культуры».

Учащиеся садятся на свои места по заранее созданным творческим группам.

Самоопределение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности.

Педагог подводит учащихся к постановке и принятию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

Что являлось причиной ваших ссор?

Что вы чувствовали?

А чем заканчивались ваши ссоры?

Что произойдет, если поссорятся между собой страны?

Что означает слово “война”?

Напишите ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?

А еще почему?

Ученики высказываются.

Происходят войны.

Война – это вооружённый конфликт.

Война – это смерть миллионов невинных людей.

Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)

Учащиеся высказывают предположения:
-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.

Желание защитить свою семью и Родину.

Умение сотрудничать с педагогом, умение слушать и слышать…

3 мин

3.Формулирование темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Защита Отечества».

Вы узнаете что-то новое о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,

о святых защитниках Родины.

Сегодня мы поговорим о защитниках нашей страны, Родины.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализация знаний.

Что объединяет этих персонажей?

Как иначе их можно назвать?

Знаете ли вы других богатырей?

Что такое Отечество?

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.

Они богатыри.

Защитники.

Родина

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?

С древних времен богатые славянские земли многократно подвергались нападениям врагов. Славяне отважно защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять врагам.

А что на войне самое страшное?

Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Чтение и осмысление статьи учебника с. 74-75.

Объясните, как вы понимаете эти слова: справедливая война, воинский долг, жертвенность, Святая Русь.

Может ли война быть справедливой? В каком случае?
- Какая война по-христиански может быть оправдана?

Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих».

Ответы детей.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Формирование навыков смыслового чтения.

10 мин

1 мин.

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

Какими качествами должен обладать защитник?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

Среди православных святых было много воинов.

Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает.

5 мин.

7.

Работа в группах.

Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники.

Просмотр отрывка фильма

«Александр Невский»

Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны?

Почему эти люди стали святыми?

- Кто такие святые?

Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский , преподобные Ослабля и Пересвет, Святой праведный воин Феодор Ушаков

Выступление историков

Выступление литераторов

Художники разукрашивают

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!

Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.

Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

С обращения к Богу.

Благодарили Бога за помощь.

8 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону?

Будет ли такой поступок христианским? Почему?

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много стихов сложено о нашей прекрасной Родине. Одно из них мы послушаем вместе с вами.

Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.

Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно.

Надо поступать по заповедям Божьим.

Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

9. Домашнее задание.

Проекты «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки».

1 мин

Муниципальный фестиваль открытых уроков

"К вершинам мастерства"

Конспект урока по Основам православной культуры

в 4 классе

"Защита Отечества"

Веретенникова Ирина Павловна,

Учитель начальных классов

МБОУ СШ г. Горбатов

2018 год

Тема урока: Защита Отечества.

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Познакомиться с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие нет.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Ключевые понятия: Родина, героизм, справедливая война, воинский долг, миротворец.

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину.

Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
  4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
  5. Подведение итогов.
  6. Объяснение домашнего задания

Планируемые результаты:

Личностные результаты :

Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Развитие этических чувств;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты :

Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

Осуществлять информационный поиск;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты :

Знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

Знакомство с основами религиозной морали;

Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал, оценочный лист.

Место проведения : учебный кабинет.

Методы и приёмы:

1. Приём "Разрезанная открытка"

2. Приём "Установи соответствие"

3. Приём "Создай паспорт"

4. Рабочий лист

5. Приём "Диаманта"

6. Интерактивный тест

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Слайд 2 Звучит музыка

Учитель: Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.

Дети берутся за руки, закрывают глаза и передают свои пожелания.

Посчитайтесь по порядку. чей порядковый номер я называю, встаёт и говорит "Доброго здоровья", а все остальные отвечают: "Спасибо!"

Слайд 3

Дети с помощью приёма "Разрезанная открытка" делятся на группы.

2. Актуализация знаний (4 мин)

Учитель: Склейте открытки. Кто изображён на открытках?

Дети работают в группах.

Дети: Богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Слайды по порядку 4,5,6,7

Учитель: Что вы знаете о них? Почему их называют богатырями?

Дети: Это воины, они сильные, смелые, защищали Родину.

Учитель: Назовите синонимы слова Родина

Дети: мать, Отечество, Русь

Учитель: Богатыри-защитники Отечества?

Дети: Да.

Учитель: Только ли богатыри защищают нашу Родину?

Ответы детей.

Учитель: Определите тему нашего урока

Дети: Тема нашего урока: Защита Отечества.

Слайд 8

3. Усвоение новых знаний (7 мин)

Учитель: Почему люди воюют?

Дети: желание обогатиться, присвоить, завладеть

Учитель: Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.

Учитель: Какие бывают войны?

Слайд 9

Работа в группах. Установи соответствие

Слайд 10

Проверка работы в группах. Дети объясняют выполненное задание.

Учитель: Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам

А что на войне самое страшное?

Дети: Убийства

Слайд 11

Учитель: Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

Дети: Отрицательно. Заповедь гласит: Не убий.

Слайд 12

Учитель: Война особенно способствует развитию ненависти, жестокости, грабительства, насилия, всему тому, что калечит душу и тело человека. Но человек предназначен к вечности, и вся его земная жизнь оценивается с точки зрения достижения спасения. Т.е. как проходит его духовное развитие, насколько здорова душа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете эти цитаты?

Слайд 13

Учитель: В условиях войны или в условиях мира возможно правильное духовное развитие человека?

Дети: В условиях мира.

Учитель: Конечно в условиях мира. Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

Слайд 14

Помните 7-ю Заповедь блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

Слайд 15

А кого называют миротворцами?

Дети: Тех, кто решает ссору мирным путём.

Учитель: Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

Слайд 16

И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и других иерархов также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.

Такая деятельность относится к миротворческой.

Среди православных святых было много воинов. Назовите их.

Слайд 17

Дети: Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, богатыри русские.

Слайд 18

Физкультминутка (1 мин)

(музыкальное сопровождение «Богатыри» группа С.Намина)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Слайд 19

Работа с учебником по группам. (15 мин)

Учитель: Давайте познакомимся поближе с жизнью русских воинов, ставших святыми.

Подготовьте краткое выступление по теме (по типу приёма"Создай паспорт")

1 группа с. 134-136 о Д.Донском, 2 группа с. 136 об А.Невском, 3 группа о Ф.Ушакове.

Дети создают "паспорт" русского воина, ставшего святым по плану (в приложении):

1. Кто?

2. Когда?

3. Где?

4. С кем?

5. Что делает?

6.Почему?

7. Зачем?

Учитель: Давайте послушаем ответы групп.

Слайды 20,21,22

Учитель: Почему эти люди стали святыми?

Дети: Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество

Учитель: Кто такие святые?

Дети: Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

Слайд 23

Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне?

Дети: Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны

Слайд 24

Учитель: Вспомните, какую великую войну прошёл наш народ 73 года назад.

Слайд 25

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Можно ли сказать, что наши воины исполняли свой воинский долг и проявляли героизм в борьбе с врагом?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их защитниками земли русской?

Назовите ветеранов из Горбатова

Ответы детей

Слайд 26

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала (10 мин)

Учитель: Мы много сегодня говорили о защите Отечества. Давайте обобщим пройденное и заполним рабочий лист

Слайд 27

Дети заполняют рабочий лист (в приложении)

5. Итог урока. (5 мин)

Слайд 28

Приём «Диаманта»

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Учитель: Подберите антоним к слову защитник

Дети: захватчик

Учитель: Составьте диаманту к этим словам (фронтальная работа)

Дети:

1. защитник

2 сильный, стойкий

3 защищает, обороняется, освобождает

4 справедливый защитник, несправедливый захватчик

5разрушает, убивает, пугает

6 разрушающий, истребляющий

7захватчик

Слайд 29

Учитель: Заполните табличку. Подчеркните слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

6. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 30

Выполнить тест в дистанционном курсе по теме урока, форум рефлексию заполнить.

Полезные ресурсы:

  1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
  2. С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
  3. С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. - Н.:1990
  4. История Отечества. Справочник школьника. - М.: Слово, 1996
  5. Каким должен быть современный урок. http://www.openklass.ru
  6. Кураев. "Основы православной культуры" https://docs.google.com/open?id=0B4daI27c_9Nld21vbkZYQ01UeEdZQS16VmVLdnJOUQ
  7. Первое сентября, 2011, №19
  8. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
  9. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru .
  10. Школьная энциклопедия «История Росии XX век». - М.: Олма-Пресс образование,2003

Приложение

Рабочий лист___________________________(Ф.И.)

ТЕМА:__________________________________________________________

Задание №1. Святые воины Руси-

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №2. Найдите толкование к каждому слову.(соедини линиями)

Смелость проявление храбрости, самопожертвование

Героизм героический поступок

Подвиг решительность, бесстрашие

Задание №3

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина:
смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный

Задание №4 Закончи пословицы:

1. С другом по-братски, с врагом – _________________________.

2. После драки __________________________________________.

3. Важен тот пост, на который _____________________________.

4. Командир без воли, что _________________________________

5. Где тревога, туда ______________________________________.

Слова-подсказки: птица без крыльев; ты поставлен; по-солдатски; и дорога; кулаками не машут.

1. Кто? Дмитрий Донской- святой московский князь

2. Когда? в 1380 году

3. Где? на поле Куликовом

4. С кем? с войском монгольского хана Мамая

5. Что делали? Сражались

6. Почему? Не смогли договориться

7. Зачем? Освободить Родину от врагов.

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Князь Александр Невский- великий воин

2. Когда? в 1262 году

3. Где? в Персии

4. С кем? с Ордой

5. Что делали?. сражались

6. Почему? не смогли договориться

7. Зачем? чтобы спасти 1000 жизней

Паспорт русского воина, святого

1. Кто? Фёдор Фёдорович Ушаков, русский флотоводец, адмирал

2. Когда? во время службы на флоте

3. Где? в морских сражениях

4. С кем? с захватчиками

5. Что делал? защищал свою Родину

5. Почему? любовь и уважение к Отечеству, чувство долга

6. Зачем? освободить родину от захватчиков

Приём "Разрезная открытка"