Проект логопеда трудные звуки. Логопедический проект "трудный звук, ты мой друг"

Вид проекта
Срок реализации : В течение всего периода автоматизации звука.

Актуальность: Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействиелогопед-ребенок -родители повышает уровень освоения программы.

Цель проекта:

Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Задачи:
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;


Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Ожидаемый результат: повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука.

Содержание работы :
Работа с детьми

Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука) оформление игр: «Звук услышь », «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».

Работа с семьей
Консультация для родителей: «Нарушение звукопроизношения и его причины».

Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома».


Использование тетради в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.

Оформление игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».

Презентация проекта :
Создание игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинки» и их практическое использование при выполнении домашних упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Трудный звук»

Учитель-логопед: Каткова Людмила Игоревна

Место проведения: логопункт МДОУ «Детский сад №41 «Солнышко»

Вид проекта : Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.
Срок реализации : В течение всего периода автоматизации звука.

Актуальность: Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействиелогопед-ребенок -родители повышает уровень освоения программы.

Цель проекта:

Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Задачи:
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков;
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;

Сделать процесс автоматизации продуктивным и интересным;
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Ожидаемый результат: повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука .

Содержание работы :
Работа с детьми
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»;
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи мультипликационного героя правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»;
Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука) оформление игр: «Звук услышь », «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».


Работа с семьей
Консультация для родителей: «Нарушение звукопроизношения и его причины».

Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома».

Совместное с ребенком ведение индивидуальной тетради «Трудный звук».
Использование тетради в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.

Оформление игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».


Презентация проекта :
Создание игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинки» и их практическое использование при выполнении домашних упражнений.


Проект по коррекции звукопроизношения с детьми подготовительной группы.

«Трудный звук, ты наш друг»

« От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский

Актуальность

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Цель проекта:

1.Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

2.Постановка и автоматизация звука «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи..

3.Определение позиции звука в слове.

4.Развитие фонематического слуха.

5.Развитие мелкой и общей моторики.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в рабочих тетрадях.
  2. Родители используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Пути достижения ожидаемых результатов.

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Подбор игровых упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор игровых упражнений для выработки правильного артикуляционного уклада.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап - основной (практический).

Задачи:

  • Постановка звука «Л» введение звука в самостоятельную речь.
  • Разработать и апробировать систему конкретных индивидуальных методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • Проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, домашней игротеки, подготовка пособий для индивидуальных занятий с использованием ИКТ технологий.
  • Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • Создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (еженедельно, теоретический материал);
  • Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
  • Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района.

Перспективный план реализации проекта

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Результат

Ответственный

1.Подготовительный этап

1. Анкетирование родителей

Обследование речи детей

Наполнение РС логопедического кабинета

Консультирование

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
анализ речевых нарушений

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Планирование работы

Проектирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы

картотеки

Установление сотрудничества, просвещение родителей

Учитель-логопед

2 этап

Октябрь

Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата».

Протокол проведения, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем, речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Открытое занятие

Индивидуальное занятие «Постановка звука Л».

Постановка звука «Л»

Индивидуальное занятие «Постановка звука Л». Презентация.

Учитель-логопед

Представление здоровьесберегающих технологий по коррекции и развитию речи

Мастер -класс для педагогов района

«Здоровьесберегающие технологии

в логопедической практике»

Учитель-логопед

Январь

Открытое занятие

Автоматизация звука Л в открытых слогах

Индивидуально-подгрупповое занятие «Инструменты. Автоматизация звука Л в открытых слогах», конспект,

Учитель-логопед

Февраль

Открытое занятие для родителей и педагогов детского сада.

Автоматизация звука Л на материале потешки

Подгрупповое занятие «Инструменты. Автоматизация звука Л», конспект, игра в графическом редакторе «Найди звук в слове» для интерактивной доски.

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Презентация проекта

Введение звука в речь

Развлечение «Возвращение звуков домой»

Учитель-логопед

Список литературы:

7. Т.В. Пятница «Логопедия в таблицах и схемах, цифрах» Ростов-на-Дону «Феникс»2012 год.

8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков «Л, Ль».

9. Т.А. Ткаченко «Слоговая структура слова». Москва, 2008 год.

10. О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Коррекционная педагогика Москва, 2010 год.

11. Н.В. Емельянова Л.И. Жидкова Г.А. Капицина «Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта. Санкт-Петербург, 2013 год.

12. Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва, 2010 год.

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

Тема : Автоматизация звука Л.

Инструменты.

логопед МДОУ

детский сад №5

«Звездочка»

п. Бурмакино

Черноглазова И.В.

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Задачи:

Развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики;

Обогащение словаря по теме «Инструменты»;

Развитие внимания, памяти, мышления

Совершенствование фонематического воспитания;

Развитие словообразования

Совершенствование грамматического строя речи

Оборудование: иллюстрация «Пароход гудит», зашумованный рисунок «Инструменты», мяч.

Ход занятия.

1. Артикуляционная гимнастика

Л. Выполним артикуляционную разминку «Два охотника»

Два «героя» на охоту

Шли по топкому болоту:

Прикусить зубами кончик языка и на

Длительном выдохе похлопать пальчиками

По щекам так, чтобы слышался хлопающий звук.

«Нам, героям, не страшны

Даже дикие слоны!»

Вытянуть губы вперед «хоботком».

Шли, друг другу похвалялись.

Вдруг… лягушки испугались!

Длительно удерживая губы, растянутыми в улыбке .

И по кочкам наутек

Побежали со всех ног.

Пошлепать широким, расслабленным

Языком по нижней губе.

Уж до дому добежали,

Но по-прежнему дрожали.

Многократно произносить на одном

Выдохе опорный звук Д – д – д – д…

« Ой - сказал один герой».-

Носорог скакал за мной,

Поцокать языком.

Он ружье мое отнял

И, как булку, разжевал!

«Пожевать» язык, многократно произнося

При этом слог ЛА.

А когда я оглянулся,

Он так жадно облизнулся!»

Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.

« Ой!- сказал другой «герой».-

Коршун вился надо мной

Страшно крыльями махал,

«Помахать, языком вверх-вниз, вверх-вниз.

Как индюк он болтал»

Производить быстрые движения широким

Кончиком языка по верхней губе вперед-назад.

И с тех пор «героям» что-то

На охоту неохота!

Обиженно оттопырить нижнюю губу.

2. Пальчиковая гимнастика.

Л. Сделаем гимнастику для пальчиков « Пальцы - дружная семья»

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это - средний.

Безымянный и последний-

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

Мы про зайку не забудем -

Ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперед указательный и средний пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

(Каждый палец руки поочередно присоединяем к большому.)

3.Изолированное произношение звука Л.

Игровое упражнение «Пароход гудит»

Л. Произнеси звук Л – Л – Л многократно и отрывисто, пока пальчик движется по линии. А теперь долго и протяжно, посмотрим, какой путь пройдет пальчик.

4. Автоматизация звука Л в прямых слогах.

Повторим слоги с изменением ударения

ла – ла – ла ло – ло - ло

ла – ла – ла ло – ло – ло

ла – ла – ла ло – ло – ло

лу – лу – лу лы – лы – лы

лу – лу – лу лы – лы – лы

лу – лу – лу лы – лы – лы

5. Автоматизация звука Л в словах

Л. Проговори слова

лапы лом

лампа лось

лама локоть

лапша локоть

юла ложка

пила лото

акула лодка

школа мыло

халат одеяло

Калоши

лыко лук

волы луна

столы лупа

вилы колун

полы голубь

Лукошко

малыш шалун

Тулуп

6. Развитие внимания.

Игры «Путаница» «Четвертый лишний»

Л. Рассмотрим картинку, объясни какой предмет четвертый лишний?

Д. Лишним будет сапог, потому что он обувь, а пила, молоток, лопата – инструменты.

7.Развитие общей моторики. Согласование числительных с существительным.

Игра с мячом «1 – 10»

Л Посчитайте от 1 до 10 (с одним из слов по выбору ребенка) долото, молоток, лопата.

Д. Одна лопата, две лопаты, три лопаты, четыре лопаты, пять лопат, шесть лопат, семь лопат, восемь лопат, девять лопат, десять лопат.

8. Автоматизация звука Л на материале загадки. Развитие фонематического восприятия.

Л. Отгадайте загадку и выучите ее.

Вот иголки и булавки

Выползают из- под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Л. Кто же это?

Д. Еж.

Л. Как догадался?

Д. У ежика острые иголки, он любит молоко.

Л. Назовите слова со звуком Л из загадки.

Д. Иголки, лавка, булавка, молоко.

9. Знакомство с многозначными словами. Совершенствование словообразования.

Л. У каких предметов, как у ежа, тоже есть иглы?

Д. Иголки есть у елки, сосны, лиственницы.

Л. Чем они похожи?

Д. Все иглы острые

Л. Как называются иглы у елки?

Д. Иглы у елки еловые

Л. Как называются у сосны?

Д. У сосны иглы сосновая.

Л. А у лиственницы?

Д. А у лиственницы –лиственные.

Л. А какие еще иглы вы знаете?

Д. Швейные.

Л. Что можно сказать про швейную иглу? Какая она?

Д. Игла длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.

Л. Что делают швейной иглой?

Д. Швейной иглой шьют.

Л. Что шьют швейной иглой?

Д. Швейной иглой шьют одежду.

Л. А что еще можно делать швейной иглой?

Д. Швейной иглой можно вышивать, зашивать, подшивать, штопать.

10. Итог занятия.

Л. Звук Л благодарит тебя за занятие, твой язычок был ловким и трудолюбивым.

Литература.

1. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг!» Звуки Л, Ль. Москва, 2004.

2. Научи меня говорить правильно! Литература, С – П, 2004г.

3. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. Дельта. С – П, 1997.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Москва 1998.

5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2000г.

6. Мальцева М., Костыгина В. Мой логопедический альбом, Ярославль, 2001

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

Тема : Инструменты.

Автоматизация звука Л.

Учитель-логопед

Черноглазова И.В.

2013г.

Цель: автоматизация звука Л на материале стихотворения «Клоун Павел – чудак»

Задачи:

Активизировать словарь по лексической теме « Инструмент»;

Развивать фонематическое восприятие,

Закреплять навыки звукового анализа

Совершенствовать грамматический строй речи

Обучать навыкам творческого пересказа;

Совершенствовать просодический компонент речи

Развивать психомоторные функции;

Оборудование: конверт с изображением инструментов: молоток, лопата, пила; игра «Рыбалка»,; картинки: лопата, молоток, долото, кисть, лом, метла, пила, колун; контурные изображения этих инструментов в логопедических тетрадях, звуковые линейки с символом звука Л, интерактивная доска, фигурки для пересказа сказки «Репка».

Ход занятия.

1. Оргмомент

Л. Какое время года? Как мы радуемся весне? Ветерок весенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Ну-ка, Саша, посмотри, что за вести там внутри? О, да здесь письмо!

2. Развитие внимание, мышление. Игровое упражнение «Назови одним словом».

Посмотрите на конверт внимательно, расскажите, какие предметы изображены?

Д. Молоток, лопата, пила.

Л. Назовите предметы одним словом и скажите, от кого мы получили письмо.

Д. Мы получили письмо от инструментов.

Л. Давайте прочитаем письмо:

Здравствуйте, дети! Клоун Павел нас в болоте оставил! Помогите, из болота нас спасите!

3. Сообщение темы занятия. Сегодня мы поможем спасти инструменты и будем правильно произносить звук Л.

4. Автоматизация звука Л в предложении. Развитие моторной координации.

Игра «Спасатели».

Игра «Спасатели»

Нужно достать предметы из болота.(на базе настольной игры «Рыбалка». Каждый из детей поочередно достает с помощью удочки картинку-инструмент, произносит, показывая другим:

Ла-ла-ла, я …(название предмета) лопату спасла.

Ал-ал-ал, я… (название предмета) молоток достал и т.д.

5.Развитие фонематического восприятия. Определение позиции звука в слове. Деление слов на слоги. Игровое упражнение «Найди звук в слове». Работа с интерактивной доской.

Л. Откройте тетради, возьмите карандаши. Произнесите название картинки, выделив звук Л голосом, соедините линией картинку с нужной звуковой линеечкой.

Д. Лллопата.Я соединю лопату с первой звуковой линеечкой, потому что согласный твердый звук Л слышится в начале слова.

Пиллла. Я соединю пилу со второй звуковой линеечкой, потому что согласный твердый звук Л слышится в середине слова и т.д.

Л. Какой инструмент оказался лишним, почему?

Д. Лишней оказалась кисть, потому что в этом слове нет звука Л.

Л. Назовите и обведите волнистой линией картинки, в названии которых три слога.

Д. В слове лопата, молоток, долото три слога.

Л. Ребята, вы успешно справились с заданиями и спасли инструменты. Пришло время познакомиться с клоуном Павлом.

6. Чтение стихотворения «Клоун Павел - чудак». Совершенствование умения отвечать на вопрос стихотворными строками.

Л. Послушайте стихотворение о клоуне Павле.

Клоун Павел – чудак.

Делает все не так:

ломом копал

лопатой ломал

долотом шил,

иглой долбил,

колуном пилил,

пилой колол,

метлой белил,

а кистью мел!

Л. Посмотрите на картинки, ответьте строками стихотворения, что клоун Павел делал не так.

Д. Клоун Павел ломом копал ит.д.

7. Падежное управление (творительный падеж существительных). «Игра назови и покажи»

Л. Исправьте ошибки. Для того чтобы лучше запомнить действия с инструментами, изобразите их руками.

Д. Молотком забивают гвоздь.

Долотом долбят дерево.

Ломом ломают лед.

Лопатой копают землю. Дети имитируют действия с предметами.

Иглой шьют одежду.

Пилой пилят дрова.

Метлой подметают пол.

Кистью белят стены.

8. Упражнение «!-10-1». Согласование существительного и прилагательного с числительным(число, род, падеж)

9. Совершенствовать умение творческого пересказа. Сказка «Репка»

Клоун Павел предлагает рассказать сказку «Репку» по-новому. Вместо традиционных персонажей этой сказки появляются: молоток, слон, лошадь, лось, белка, голубь, пчела. Дети рассказывают сказку по цепочке, логопед по ходу сказки показывает одну за другой приготовленные картинки, в соответствии с которыми рассказчики меняют слова знакомого текста:

Д. Посадил слон лопату. Выросла лопата большая-пребольшая! Тянет –потянет, вытянуть не может. Позвал слон лошадь и т.д.

10. Совместное проговаривание стихотворения.

Повторим стихотворение о клоуне Павле, чтобы вы могли рассказать его дома.

11. Итог занятия.

Какое задание занятие было для вас интересным?

Л. Я, звук Л и клоун Павел благодарим вас за работу и ждем новой встречи с вами.

Литература.

1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос. Москва, 2001г.

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Литература, С- П, 2004г.

3. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. Дельта, С-П, 1997

4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР Альбом 4, Москва,2007

5. Лебедева И.Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Л, Ль. Москва 2004

6. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспект, дидактический материал. Автор-составитель О.Н.Ельцова. Волгоград 2009г.

Тип проекта: педагогический.

Участники проекта: логопед, ученики начальных классов, учителя, воспитатели, родители.

Актуальность:

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Проблема:

нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

Гипотеза:

предположим, что применение комплекса занимательного материала будет способствовать развитию звуковой культуры речи.

коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.

Задачи:

  1. Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.
  2. Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
  3. Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
  4. Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах.
  5. Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.
  6. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Этапы проекта:

Подготовительный:

  • изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
  • создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;
  • подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;
  • провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

Основной этап:

  • развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках: коррекционных, чтения, математики, музыки, изодеятельности и т.д.;
  • осуществлять речевое развитие во всех режимных моментах: утренний приём, коррекционная работа, прогулка, учебная деятельность, используя занимательный материал;
  • приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (папки-раскладушки, уголок «Советы логопеда», консультации, беседы, открытые занятия).

Заключительный этап:

  • диагностика детей.
  • родительское собрание.
  • анкетирование родителей.
  • открытое итоговое занятие.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

  • словесные: (сказки, пословицы, загадки, потешки, поговорки, стихи);
  • наглядные (демонстрационный материал);
  • практические: (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные игры, упражнения).

Использование загадок, потешек, сказок делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

Для привлечения воспитателей и учителей к коррекционно-логопедической работе, провожу для них консультации, мастер-классы¸ семинары.

Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.



Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Сентябрь 2014

Диагностика

Октябрь 2014

Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2014-15 уч. год

Ноябрь 2014

Семинар-практикум с участием детей для воспитателей «Артикуляционные упражнения для логопедического часа»

Декабрь 2014

Конкурс стихов «Волшебница-зима»

Январь 2015

Семинар - практикум для учителей начальных классов «Автоматизация звуков в речи с помощью игровых приёмов»
Мастер-класс «Трудный звук - ты наш друг»

Февраль 2015

Открытые занятия для учителей «Звук [Р] в словах и предложениях», «Звук [Л] в слогах и словах».

Открытое занятие для родителей «Праздник для мам».
Развлечение «Я дарю тебе словечко»

Апрель 2014

Неделя правильной речи

Итоговые занятия


Предполагаемый результат:

  • повысится интерес детей к учебной деятельности;
  • улучшится качество звукопроизношения;
  • повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в коррекционных школах, но и в общеобразовательных, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

  • звукопроизношения;
  • психических процессов;
  • коммуникативных функций речи.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

  • слабая материально-техническая база (приобретение новых наглядно-дидактических пособий, игр);
  • трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Дальнейшее развитие проекта:

  • публикация проекта;
  • проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
  • разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагается использование данного проекта:

  • в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;
  • внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
  • обмен опытом с педагогами города.

Список литературы:

  1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975
  2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007
  3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.
  4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: ВАКО, 2007-288 с.
  5. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.
  6. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.
  7. Буланович Н.И., Рыжанкова Е.Н. Учимся произносить звуки. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

Екатерина Юркова
Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб, тайну слова

Познавши, убеждая - побеждать!

Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы, родители.

Масштаб: долгосрочный, в пределах группы.

Актуальность:

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Перед педагогами стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её, самостоятельно отбирать. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью, с сотворчеством.

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством коммуникации.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, дальнейшего успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью в школе. Оно отрицательно влияет на его эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

По результатам проведённой в сентябре диагностики старшей группы «Гномики» из 25 детей 22 ребёнка имеют нарушения звукопроизношения. Что составляет 88 %. (см. Приложение 1) Всего 12 % детей имеют чистую речь. Таким образом, имеется большое количество детей с нарушениями произношения. В речи детей чаще всего наблюдаются замены звука, их искажение либо отсутствие. Это требует направленной коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков. Для привлечения родителей к проблеме автоматизации звуков я решила предложить родителям поучаствовать в создании детско-родительских проектов.

Проблема:

Родители принимают только опосредованное участие в автоматизации звуков, не всегда понимая как это делать, что влияет на качество звукопроизношения детей. Часто без участия родителей автоматизация звуков имеет достаточно длительный характер.

Гипотеза:

предположим, что приобщение родителей к звуковой культуре речи и разработка совместных детско-родительских проектов будет способствовать закреплению поставленных логопедом звуков в речи детей и сократит продолжительность этапа автоматизации звука.

Цель:

коррекция звукопроизношения детей посредством детско-родительских проектов по автоматизации звуков.

Задачи:

1. Формировать и совершенствовать у детей звукопроизношение (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

2. Привлекать родителей к совместной работе по формированию правильного звукопроизношения.

3. Научить родителей созданию детско-родительских проектов.

Описание проекта: стратегия и механизмы реализации.

Этапы проекта:

Подготовительный (сентябрь-ноябрь):

Продолжать коррекционную работу по постановке и автоматизации отсутствующих звуков в речи детей.

Провести мастер-класс для родителей «Артикуляционные упражнения для постановки звуков»,

Провести семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков «Трудный звук будь детям друг»,

Провести открытое занятие для родителей по автоматизации звуков,

Провести индивидуальное консультирование родителей о механизмах разработки проекта, подборе материала для его создания.

Основной этап (ноябрь-декабрь):

Непосредственно создание детско-родительских проектов,

Сопровождение проектов, оказание помощи в их создании.

Заключительный этап (январь-февраль):

Защита детьми в группе созданных проектов.

Промежуточная диагностика звукопроизношения.

Беседы с родителями по результатам диагностики.

Актуальным для детей дошкольного возраста является сотворчество. Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также провожу семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, где учим родителей, как нужно заниматься дома. В группе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.

Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный

Сентябрь 2015 Диагностика Учитель-логопед

Октябрь 2015 Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2015-16 уч. год». Индивидуальные консультации. Учитель-логопед

Октябрь 2015 Мастер-класс «Артикуляционные упражнения для постановки звуков» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков в речи «Трудный звук будь детям друг» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Открытое занятие для родителей по автоматизации звуков. Учитель-логопед

Ноябрь-декабрь 2015 Консультирование родителей по автоматизации звуков и созданию проектов;

Непосредственное создание проектов и их корректировка. Учитель-логопед,

родители, дети

Январь 2016 Промежуточная диагностика звукопроизношения. Учитель-логопед

Январь-февраль 2016 Беседы с родителями по результатам диагностики. Учитель-логопед

Февраль 2016 Защита проектов в группе. Учитель-логопед,

родители, дети

Предполагаемый результат:

Улучшится качество звукопроизношения у детей;

Повысится участие родителей в совместной с логопедом работе по автоматизации звуков;

Будут созданы детско-родительские проекты по автоматизации звуков.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

Трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Отсутствие у родителей времени или недостаточная осведомлённость их в вопросе автоматизации звуков (оказание помощи в реализации детско-родительских проектов)

Дальнейшее развитие проекта:

Публикация проекта;

Проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

Предполагается использование данного проекта:

В работе с вновь прибывающими детьми;

Внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

Обмен опытом с педагогами города;

Участие проектов в конкурсах, публикация проекта.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в детских садах, но и в школах, так как и там большое количество детей с нарушением произношения.

Список литературы:

1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975

2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007

3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.

4. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.

5. Скворцова И. В. Логопедические игры. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.

6. Буланович Н. И., Рыжанкова Е. Н. Учимся произносить звуки. СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

7. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг. Звуки Р, Рь, (Л, Ль, Ш, Ж, С,З) Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. :Вентана-Граф, 2015, -32с.

8. Скворцова И. В. Грамматика в картинках. Звук Л. Для детей 4-6 лет. СПб. : Нева,2003.

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук «Л».

Тема «Путешествие по стране звука Л»

Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.

Задачи: закрепить правильное произношение звука «Л»;

повысить интерес родителей к коррекционному процессу; развивать мыслительные и творческие способности ребенка; развивать фонематический слух, мелкую моторику; формировать положительную мотивацию к занятию;

Используемые технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология;

Тип проекта: индивидуальный, практико-ориентированный, исследовательско-творческий.

Срок реализации: в течение всего периода коррекции звука.

Участники проекта: ребенок, учитель-логопед, родители.

Предполагаемый результат проекта: правильное и осознанное произношение обучающимся звука «Л» во всех словах, предложениях;

Предварительная работа: формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для

правильного произнесения звука Л; отработка упражнений мелкой моторики; постановка звука Л;

Последующая работа: Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, связной речи.

Оборудование: Игровой панно, с островами логопедических заданий; таз с водой.

Описание проекта

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Орг.момент

Скажи, какой звук мы учимся правильно произносить? Звуку чего мы подражали?

Звук «Л».

Я подражал сигналу корабля. А корабль сделали из бумаги вместе с вами. Но бумажный корабль намок и не мог плыть долго. Дома попросил папу сделать деревянный корабль, я тоже помогал ему. Потом мы испытали его в ванной, набрав много воды. Мой корабль не тонул и я понял, что дерево в воде не тонет, а бумага тонет.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с тобой будем путешествовать на корабле, который вы сделали вместе с твоим папой и будем продолжать красиво произносить звук «Л». Капитаном корабля будешь ты. Капитан должен быть сильным, ловким, четко, внятно давать команды. И язычок у нас должен быть сильным.

Выполнение артикуляционной

гимнастики

Упражнение для губ «Улыбка» Упражнения для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Барабан», «Грибок»

Выполнение упражнений

Закрепление изолированного произношения звука

Давай покажем, как подает сигнал твой корабль?

И так, поплыли! В море впереди виден остров.

Произносит звук Л-Л-Л.

Автоматизация звука «Л» в слогах.

Причалим к острову. Это оказывается поющий остров. Все жители этого острова предлагают тебе спеть с ними. Настроение у тебя бодрое, на море спокойно, плывем дальше.

Проговаривает слоговые ряды:

Автоматизация звука «Л» в словах

Впереди еще остров. Подадим сигнал и причалим. Какой-то загадочный остров. Наверно жители этого острова хотят загадать тебе загадки.

Игра «Необычные загадки» Ты не зевай зевалкой, Кивалкой не кивай, А лучше размышлялкой, Загадки разгадай. Загадки-шутки с предметными картинками: глаза, лошадка, молоток, молния, ладошка, пчела, плащ.

Смотрелки, плакалки, моргалки, щурилки, подмигивалки - глаза; -Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цокалка - лошадка; -Забивалка, ударялка, стучалка - молоток;

Хваталки, гладилки, шлёпалки, сжималки, держалки - ладошки; -Леталка, жужжалка, жалилка, опылялка - пчела; -Надевалка, согревалка, непромокалка - плащ; -Сверкалка, вспыхивалка, пугалка, грозилка - молния.

Ребенок подает сигнал Л-Л-Л Отгадывает загадки

Развитие фонематического слуха, восприятия

Плывем дальше, впереди еще остров. Подаем сигнал и причаливаем. Что нас ожидает на этом острове? Жители этого острова разговаривают необычно, давай угадаем, какие слова они нам хотели сказать на своем языке. -УА-ЛУЖА -АА - ПАЛКА -OA-ЛОДКА -АЫ - ЛАСТЫ -УOA –ФУТБОЛКА

ИОА- ИГОЛКА

АОА- САМОСВАЛ

А теперь научим играть жителей в игру «В каком домике спрятался звук?» Называешь картинки и определяешь, где находится звук (начало, середина, конец)

Угадывает слова с помощью картинок.

Соединяет картинки со схемами слов.

Физминутка

Развитие мимики и эмоции.

«Остров отдыха»

Игра на развитие внимания и

координацию движений «Ухо, нос,

плечо, колено» (взрослый

намеренно путает инструкцию с

движением)

Речевая разминка с мячом «Скажи наоборот»

    Фея добрая, а баба яга...(злая). -Пьеро печальный, а Буратино...(веселый).

    Папа Карло пожилой, а Буратино... (молодой).

Друг умный, а враг...(глупый).

Ребенок выполняет, стараясь не путать движения и инструкцию взрослого.

Автоматизация звука –Л - в предложениях.

Впереди видим остров, причаливаем к острову «Смеха».

Жители этого острова решили посмешить нас и придумали забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

На луне небо.

Мама сделала свеклу из салата.

Холодильник в колбасе.

На платке голова.

Калач съел Славу.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке.

Логопед зачитывает ребенку неверное предложение, ребенок на слух старается исправить ошибку. В случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на нее, исправить ошибку

Итог занятия Рефлексия.

    Наше путешествие на таком замечательном корабле на сегодня подошло к концу.

    Тебе понравилось путешествовать?

    Как ты думаешь, как ты сегодня работал на занятии-путешествии?

    Какое задание жителей островов тебе понравилась больше всего?

Но наше путешествие не заканчивается. Мы продолжим «Путешествие в страну звука Л» на следующем занятии.

    Спасибо за занятие

Конспект составила и провела учитель-логопед

Соколова Людмила Александровна.