Социально-педагогическая инфраструктура. Тема

Школа - одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении: - способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процесс социализации школьников и социально неблагополучных семей и слоёв - развивать процесс опережающий социализации; - способствовать развитию личности и её ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии; - участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов

l В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников. l В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолго-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьёй, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечение их жильём, пособиями и пенсиями. l В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образованиянеобходимое, постоянно развивающееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность. С 1994 года по инициативе Министерства социальной защиты РФ начинали действовать центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района своевременной и квалифицированной помощи различных видов. Ещё одним широко распространённым типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют. Цель создания приютасоциальная помощь детям и подросткам.

К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести обеспечение заботы о больных в до - и послегоспитальный период, помощь в снятии стрессов, содействие оздоровлению, в том числе пропаганду здорового образа жизни.

Направления деятельности социальных педагогов в учреждениях здравоохранения: l l l социально- средовая и социально- психологическая реабилитация работа с семьями детей и подростков профессиональная ориентация организационная, учебно- методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков социально- правовое консультирование и информирование

Деятельность социальных педагогов в учреждениях ведомства Министерства культуры РФ в настоящее время практически не представлена. Очевидна необходимость культивирования социальнопедагогической практики в сфере, непосредственно связанной с досугом и обеспечивающей углубление интересов и творческих возможностей граждан

Вне зависимости от типа учреждения культуры в его структуре может действовать служба социальнопедагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направлениям: l организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом l возрождение народных традиций и культуры l организация совместного отдыха различных поколений, прежде всего родителей и детей На базе учреждений культуры могут работать социальнопедагогические комплексы (СПК). Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышение её ответственности за воспитание детей.

Таким образом, деятельность социального педагога в учреждениях культурно - досуговой сферы: l l призвана оказывать влияние на структуры жизненного пространства личности и её жизненные силы осуществляется в свободное время личности предполагает добровольность и активность подопечного обусловлена национально-этническими особенностями и традициями

Пенитенциарный - относящийся к наказанию, преимущественно уголовному. Л. В Мардахаев выделил основные направления исправительно- педагогической работы в исправительных учреждениях: - карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса РФ - исправительно-воспитательное - образовательное и трудовое

Профессиональная социально – педагогическая работа – один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию.

Инфраструктура – это составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом. Социальная инфраструктура – совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. С другой стороны, ее органы и учреждения, исходя из содержания их деятельности, можно рассматривать в рамках организационно-управленческих «вертикалей» Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ведомств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молодежи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социальных вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики. Кроме того, в аппарате Президента РФ действуют Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии и ряд других подразделений, которые также имеют соответствующие региональные и муниципальные органы на местах и руководят решением некоторых социальных вопросов.

На региональном и муниципальном уровне также есть своя система органов и учреждений, занимающаяся разрешением социальных проблем. Особенность этой системы состоит в том, что она включает не только управленческие, но и функциональные элементы: школы и больницы, институты и библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения, службы занятости и т. д.



Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются не правительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т. д.).

В практике организации социальной и социально-педагогической деятельности доминируют два принципа структурирования: институциональный и территориальный.

В Методическом письме «О социально-педагогической работе с детьми» подчеркивается, что наиболее экономичным и гуманным является территориальный подход к созданию межведомственной системы социальных служб. При таком подходе службы социальной помощи населению, где работают профессиональные социальные педагоги и социальные работники, максимально приближены к семье и поэтому наиболее соответствуют особенностям и нуждам социума, каждого конкретного человека. При таком подходе учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального, жилищно-коммунального и т. п. обслуживания работают как «открытые» социально-педагогические системы, сориентированные на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения, проживающие в данном микросоциуме.

Территориальный подход дает возможность:

Точнее определить функции отделов, служб, учреждений, наделить их соответствующими правами, обеспечить совместную ответственность;

Объединить специалистов одного профиля и необходимой квалификации, установить им рациональную нагрузку для более глубокой проработки межведомственных проблем, облегчить клиентам возможность пользоваться услугами специалистов;

Установить единый подход к проблеме и тем самым создать условия для ее комплексного исследования, выбора форм и методов помощи, обмена опытом, повышения квалификации специалистов;

Четче выделить основные направления социальной помощи несовершеннолетним и объединить все силы данной территории на решение их ключевых проблем;

Усилить ответственность руководителей и исполнителей за конечный результат своей деятельности, устранить несогласованность и дублирование;

Реализовать территориальный подход можно путем увеличения числа специалистов, работающих на данной территории, а также создания межведомственных центров, выполняющих социально-педагогическую функцию.

При очевидных достоинствах территориального подхода в отечественной социально-педагогической практике преобладает институциональный, предполагающий разделение учреждений социального профиля по ведомственному признаку.

Особенность социально-педагогической деятельности – в необходимости специализации. Круг проблем, которые включены в сферу деятельности социального педагога, столь велик, что без обозначения приоритетов, определения ведущих направлений деятельности, учета особенностей места работы и контингента обслуживаемых не представляется возможным обеспечить сколько-нибудь эффективную, результативную социально-педагогическую практику.

В Методическом письме «О социально-педагогической работе с детьми» подчеркивается, что профиль социально-педагогической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума – города, района, села, а также личностными и профессиональными возможностями специалистов.

Социальный педагог может работать и общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях различного ведомственного подчинения, службах социальной защиты, правоохранительных, административно-территориальных органах, на предприятиях, в общественных организациях, фондах, частных и коммерческих структурах. Место его работы зависит от специфики региона, области, района, города и определяется степенью развитости социальных служб, уровнем управления.

Главная Меню

Раздел Y. Социально-педагогическая инфраструктура воспитания:

сущность, состояние и тенденции развития (Подготовлена совместно с А.К. Быковым и О.Г. Прохоровой)

В понимании сущности и содержания социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей базовыми теоретическими основаниями служат положения:

о взаимосвязи понятий «инфраструктура», «социальная инфраструктура», «социально-педагогическая инфраструктура», «социально-педагогическая инфраструктура воспитания детей»;

о составе и функциях институтов социально-педагогической деятельности в области воспитания детей как детерминантах состава и функций социально-педагогической инфраструктуры;

о месте социально-педагогической инфраструктуры в государственной социальной политике в области воспитания детей и стратегии ее реализации.

В энциклопедической литературе инфраструктура определяется как совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества .

Понятия «социальная инфраструктура» и «социально-педагогическая инфраструктура» не являются устоявшимися в научной литературе; при этом необходимость их введения в терминологический аппарат гуманитарно-социальных наук не подвергается сомнению. В социологии чаще всего под социальной инфраструктурой понимается устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, обеспечивающих общие условия нормального осуществления и рациональной организации деятельности человека во всех сферах общественной жизни [98,232-233 ].

Родовым понятием социальной инфраструктуры является понятие материально-технической базы общества. Социальная инфраструктура представляет ту ее часть, которая направлена не на развитие производства непосредственно (как, например, средства и предметы труда), а на развитие человека, его сущностных сил и социальных отношений.

Виды социальной инфраструктуры соответствуют видам деятельности (социальная инфраструктура трудовой деятельности, образования, культуры, науки и т.д.). Определенный вид социальной инфраструктуры может быть рассмотрен на уровне страны, района, трудового коллектива, семьи.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определил, что социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Проведенный анализ социально-педагогической теории и практики позволяет утверждать, что социально-педагогическая инфраструктура воспитания детей - это система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также государственных органов и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих своим назначением обеспечение социально-педагогическими услугами население, в том числе детей, в целях полноценного воспитания и развития подрастающего поколения.

К основным видам социальных услуг в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 г. № 327-ст, относятся социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги.

Совокупность задач социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей сконцентрирована в перечне социально-педагогических услуг, содержащемся в Национальном стандарте Российской Федерации, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 г. № 327-ст.:

Социально-педагогическое консультирование; = социально-педагогическая диагностика и обследование личности; = педагогическая коррекция; = анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия); = организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов; = содействие в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; = создание условий для получения школьного образования по специальным программам; = создание условий для получения инвалидами среднего специального и профессионального образования; = услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; = проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса; = организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков и др.

Социально-педагогическая инфраструктура является формой, в которой реализуется содержание социально-педагогической деятельности, и которая обусловливает эффективность функционирования всего социально-педагогического комплекса.

С одной стороны, социально-педагогическая инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие Министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения.

С другой стороны, ее органы и учреждения, исходя из содержания их деятельности, составляют вертикальную организационно-управленческую систему Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, других министерств и ведомств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молодежи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социально-педагогических вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики.

На региональном и муниципальном уровне также есть своя система органов и учреждений, занимающаяся решением социально-педагогических проблем. Особенность этой системы состоит в том, что она включает не только управленческие, но и функциональные элементы - институты социума (конкретные учреждения): школы и больницы, институты и библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения, службы занятости и т.д.

Неотъемлемой частью социально-педагогической инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются неправительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

В практике организации их социально-педагогической деятельности доминируют два принципа построения соответствующей инфраструктуры: институциональный и территориальный.

В Методическом письме Министерства образования «О социально-педагогической работе с детьми» подчеркивается, что наиболее экономичным и гуманным является территориальный принцип создания межведомственной системы социальных служб. При таком подходе службы социальной помощи населению, где работают профессиональные социальные педагоги и социальные работники, максимально приближены к семье, и поэтому наиболее соответствуют особенностям и нуждам социума, каждого конкретного человека. При таком подходе учреждения образования, культуры, здравоохранения, социального, жилищно-коммунального и т.п. обслуживания работают как «открытые» социально-педагогические системы, сориентированные на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения проживающие в данном микросоциуме.

Территориальный принцип дает возможность:

Точнее определить функции отделов, служб, учреждений, наделить их соответствующими правами, обеспечить совместную ответственность;

Объединить специалистов одного профиля и необходимой квалификации, установить им рациональную нагрузку для более глубокой проработки межведомственных проблем, облегчить клиентам возможность пользоваться услугами специалистов;

Установить единый подход к проблеме и тем самым создать условия для ее комплексного исследования, выбора форм и методов помощи, обмена опытом, повышения квалификации специалистов;

Более четко выделить основные направления социальной помощи несовершеннолетним и объединить все силы данной территории на решение их ключевых проблем;

Усилить ответственность руководителей и исполнителей за конечный результат своей деятельности, устранить несогласованность и дублирование в работе.

Реализовать территориальный принцип построения социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей целесообразно путем увеличения числа специалистов, работающих на данной территории, а также за счет создания межведомственных центров, выполняющих социально-педагогическую функцию.

При очевидных достоинствах территориального принципа в отечественной социально-педагогической практике преобладает институциональный принцип , предполагающий формирование социально-педагогической инфраструктуры по ведомственному признаку.

Как показывает проведенный анализ, состав и функции социально-педагогической инфраструктуры зависят от сущностных характеристик социально-педагогической деятельности в целом, состава и функций институтов социально-педагогической деятельности в области воспитания детей.

В целом социально-педагогическая инфраструктура воспитания детей реализует ряд функций , основными из которых являются следующие функции.

Функция охраны здоровья и защиты прав детей. Социально-педагогическая инфраструктура создает важнейшие предпосылки для накопления воспитательных возможностей социально-педагогических институтов в формировании здорового и в правовом отношении защищенного подрастающего поколения.

Функция удовлетворения социально-педагогических потребностей детей.

Функция обеспечения воспитания детей материально-технической базой социально-педагогических услуг.

Развивающая функция. Только опираясь на широкий спектр социальных услуг и ресурсов, общество, семья, школа и другие социальные институты способны создавать всесторонние условия для полноценного, гармоничного развития личности детей.

Непосредственно воспитательная функция. Каждый из элементов социально-педагогической инфраструктуры несет в себе воспитательный потенциал, реализация которого осуществляется в виде экономического, нравственного, патриотического, экологического, правового и других видов воспитания.

Прогностическая функция, суть которой выражается в том, что уровень социально-педагогической инфраструктуры обусловливает тенденции развития государственной социальной политики в области воспитания детей.

Корректирующая функция. Социально-педагогическая инфраструктура опосредованно позволяет регулировать (усиливать или ослаблять) то или иное направление государственной социальной политики в области воспитания детей, а следовательно, корректировать буквально все: финансы, социальные ресурсы и т.д.

По другим основаниям выделяются и другие функции, которые обоснованы в социальной педагогике: интегративно-образовательная, адаптивно-корреляционная, экспрессивно-мобилизующая, контрольно-санкционирующая, реабилитационно-разгрузочная, защитно-профилактическая функции .

В исследованиях В.Г. Бочаровой сформулированы основания развития социально-педагогической практики в рамках соответствующих институтов, составляющих социально-педагогическую инфраструктуру. К ним относятся:

Превентивно-профилактический характер социально-педагогической поддержки, направленной на все категории и контингенты с целью возможно более раннего выявления проблем на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода;

Включение клиентов в процесс решения собственных проблем как активных его субъектов; социальное участие в жизнедеятельности общества; непримиримость к иждивенчеству и ко всем проявлениям потребительской психологии (концепция самопомощи);

Приоритет социально-педагогической работы с семьей, семейно-соседским сообществом, общиной; всемерное укрепление, восстановление и пробуждение уникальных возможностей семьи как социального института; опора на семью в работе со всеми контингентами населения, что способствует гармонизации, развитию нравственно-духовных отношений в социуме;

Интеграция сил, средств и возможностей различных государственных и негосударственных социальных институтов для разумного, экономичного и полноценного их использования в социальной сфере детей и взрослых, богатых и бедных, различных эксклюзивных, маргинальных групп населения;

Повышение социально-педагогической компетентности в процессе профессионализации социальных работников, других специалистов социальной сферы, работников социальных служб различных ведомств;

Привлечение коммерческих структур с целью оказания помощи наиболее обедневших слоев населения;

Признание и укрепление авторитета неправительственных, общественных организаций, развитие волонтерского движения с включением в него различных слоев и групп населения, в том числе развитие разнообразных детских и молодежных социальных инициатив.

В соответствии с различными критериями оценки социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей возможно выделение различных ее сфер. На основании институционального критерия выделяются учреждения для населения и детей, входящие в состав социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей:

Учреждения образования (дошкольные образовательные учреждения, школы, детские дома, детские приюты, ПТУ, высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования и т.п.);

Учреждения здравоохранения (больницы, специальные больницы для наркоманов, дома отдыха и санатории и т.п.);

Учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям: центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями и т.п.);

Учреждения системы органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специальные интернаты, детские колонии, ювенальные суды и т.п.).

Учреждения комитетов по делам молодежи (клубы, дома творчества, дома отдыха, образовательные центры, спортивные и тематические лагеря, центры профориентации, центры занятости и т.п.).

Помимо ведомственных учреждений существуют и межведомственные, комплексные центры - центры семьи и детства, центры досуга, семейные клубы, центры здоровья и т.п.

На основании критерия возраста выделяются сферы деятельности социального педагога, связанные с дошкольниками, школьниками, молодежью, взрослыми людьми, пожилыми людьми, престарелыми людьми.

На основании критерия социальной проблемы выделяются различные сферы, перечисление которых достаточно объемно.

Проанализируем в качестве примера инфраструктуру семьи как составную часть социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей. По мнению В.С. Торохтия , семейная инфраструктура существует, как минимум, на двух уровнях: предметно-объектном и функциональном.

На первом, предметно-объектном уровне семейная инфраструктура проявляется:

1. В характере жилищно-коммунального строительства (в состоянии жилищно-бытовой сферы жизнедеятельности семей) и обустройстве территории. Речь идет о минимизированных условиях комфортной жизнедеятельности семей в местах их компактного проживания.

Во-первых , должен быть обеспечен всем известный набор жилищно-бытовых условий, необходимых для нормального функционирования семьи, в частности, архитектура, конструкция, метраж, компоновка и размещение жилья реализованы с учетом разнообразных потребностей различных категорий семей. Скажем, только размер жилой площади, ее обустройство и другие параметры существенно влияют на такие показатели, как установка супругов по планированию семьи, их устремленность на семейное долголетие, психологическое здоровье семьи и т.д.

Во-вторых, в общей характеристике жилья и мест коллективного пользования должны быть достойно учтены условия для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов, лиц преклонного возраста, тяжелобольных и т.д.), а сами ресурсы рассчитаны на основании долговременных социальных прогнозов микрорайона.

В-третьих , необходима гуманизация мест компактного проживания семей:

а) целенаправленное, разумное обустройство прилегающей к жилому массиву территории - детские площадки, школы, зоны отдыха, дороги, тротуары и пешеходные дорожки, хозяйственно-бытовые площадки, зоны выгула животных и т.д. Например, один и тот же тротуар может быть сделан с расчетом на ходьбу одного человека, а может быть построен в расчете на то, что станет излюбленным местом прогулок супружеских пар или молодой семьи;

б) создание на объектах коммунальных служб и служб социально-бытовых услуг населению ремонтно-эксплуатационных отделов, сбербанков, различных ремонтных мастерских, узлов связи, магазинов, домов быта, парикмахерских, прачечных, химчисток, семейных кафе и пиццерий, клубов, консультационных пунктов и т.п. Следует учесть, что на сегодняшний день имеются обоснованные расчеты и только в отношении объектов служб быта, но и в отношении социальных служб.

Например, по данным исследования Института педагогики социальной работы РАО, каждая статистическая российская семья в течение года нуждается в психолого-педагогических консультациях, в обстоятельном разъяснении 4-5 проблем функционирования семьи и семейной жизни, в помощи по коррекции 2-3 внутрисемейных ситуаций (при наличии в семье 4-5 детей - преимущественно воспитательных), в 1-2 сеансах семейной психотерапии и т.д. На каждые проживающие в микрорайоне 350-450 семей при реализации в среднем в течение рабочего дня 6-9 первичных приемов по проблемам семьи требуется психолого-педагогическая консультация со штатом в 3-4 сотрудника различного профиля (психолог, социальный педагог, валеолог или геронтолог), не считая организационно-административной деятельности.

2. В объектах валеологического, экологического и анимационного свойства: оздоровительные комплексы, службы скорой медико-психологической помощи, кинотеатры, туристические агентства и бюро, туристские базы, стадионы и спортивные городки, водоемы, парки, музеи и панорамы, выставки, церкви, приходы и т.д.

3. В объектах городского транспорта, схемах и режимах его движения, а также льготном для семьи регламенте его работы. Например, в ряде стран Западной Европы железнодорожный билет на внутренних линиях для семьи стоит на 20% дешевле, чем для отдельного пассажира. Имеется и ряд других социальных механизмов, стимулирующих активный образ жизни семьи.

4. В производственных объектах (включая семейные малые предприятия), образовательных, правоохранительных и других учреждений (комнаты посетителей в воинских частях и т.д.), а также в объектах специальных территорий, где значимыми являются потребности в восстановлении физических сил, в социальной адаптации членов семьи, и прежде всего родителей, имеющих трудных (трудновоспитуемых или слабоуспевающих) детей.

На втором - функциональном - уровне к семейной инфраструктуре относятся:

1) Социально-экономические, правовые, социально-педагогические психологические и другие человеческие отношения в микро- и макроокружении, обусловливающие статус семьи в обществе, приоритет ее устройства и льгот, доминанту в государственной социальной политике, моральные и нравственные нормы жизни общества, типы взаимодействия в семье и т.д. Они материализуются в нормативно-правовых документах, гражданских актах и практике разрешения жизненно важных ситуаций (Семейный кодекс, нормы семейно-соседских отношений и т.д.).

2. Все виды социальной поддержки семьи (вопросы переподготовки и трудоустройства членов семьи, физическая и гуманитарная помощь, различные виды информационной и психологической поддержки и т.д.). Сегодня в такой поддержке нуждаются в регионах России от 32 до 45% проблемных семей. Важное место в ее осуществлении призваны сыграть телевидение, радио и другие средства массовой информации, меценатство и милосердие. Значительная часть их усилий направляется на возрождение традиций российской семьи, укрепление семейно-соседских отношений, формирование личности в семье и другие сферы развития собственного потенциала семьи. Например, успешно действуют многочисленные центры социальной поддержки семьи и детей во всех регионах России.

3. Государственные и общественные организации и сообщества, социальные агентства, реализующие социальные программы семьи, имеющие устойчивые связи и сотрудничающие с зарубежными обществами и организациями. Их многоуровневая структура позволяет охватить широкий спектр проблем теории и практики жизнедеятельности семьи. Прежде всего, это комитеты по проблемам семьи, детей и демографической политике федерального и регионального уровня, общества типа «Брак и семья», клубы «Молодая семья», женские организации и движения, а также их печатные издания и публикации.

4. Информационная среда как часть семейной инфраструктуры, представляющая собой интеграцию элементов и каналов информационного взаимодействия, позволяющих осуществлять адекватную социальную ориентацию различных категорий семей, определять рациональные пути достижения личностных и общесемейных перспектив (целей).

а) возрастающей тенденцией к поздним бракам и сокращению рождаемости, выражающей стремление супружеских пар, особенно молодых, к семейному комфорту, к прагматическим нормам организации внутри- и внесемейной жизни;

б) развитием рыночной экономики, неминуемо стимулирующей конкуренцию в социальной сфере. Сегодня интенсивное развитие различных форм семейной инфраструктуры видно на примере элитного строительства (в т.ч. так называемые «Умные дома»), эксклюзивных форм деятельности социальных служб, инновационных технологий образования и т.д., которые должны постепенно становиться достижением широкого круга семей по мере выхода страны из кризиса;

в) демократизацией общественных отношений, которая настойчиво реализует принцип социального равенства, а значит, учета потребностей всех категорий, слоев и сословий населения (детей, инвалидов, пожилых, домохозяек и т.д.);

г) интеллектуализацией профессиональной деятельности, неизбежно требующей развития социокультурного пространства личности, а значит, стремления к подтягиванию инфраструктуры семьи до уровня организации социально значимого труда;

д) широким распространением в России опыта стран Западной Европы и США по формированию социально-педагогической инфраструктуры семьи.

Анализ современного состояния отдельных элементов социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей, таких, например, как инфраструктура образования, показывает, что образовательные учреждения относятся к ведущим составляющим социально-педагогической инфраструктуры воспитания, поскольку именно в них осуществляется целенаправленное воспитывающее обучение, формируется общая культура детей, решается задача развития личности ребенка, его адаптации к жизни в современном обществе.

На начало 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось 65,0 тыс. государственных дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 18,4 млн. детей и подростков (2000 г. - 20 млн., 2001 г. - 19,4 млн.).

Сохраняется позитивная тенденция - отказ от общеобразовательных учреждений с большим числом обучающихся в них. За последние два года средних школ с количеством обучающихся свыше 1600 человек стало на 131 школу меньше, начальных школ с количеством обучающихся от 62 до 180 человек - на 108 больше.

Стабильно сокращается число школ, работающих в две и три смены. Их общее количество уменьшилось за последние два года на 1007 школ (с 30,5% в 2000/2001 учебном году до 29,6% в 2002/2003 учебном году). Таким образом, в 2002/2003 учебном году во вторую и третью смены обучалось 3343 тыс. человек, или 19% от общего числа обучающихся.

Существенной характеристикой современной инфраструктуры образования является ее дифференциация по видам учреждений, позволяющим удовлетворять различные образовательные потребности учащихся. На начало 2002/2003 учебного года действовало 7378 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов, школ, имеющих классы с углубленным изучением предметов, что составляет 15% от общего числа общеобразовательных учреждений основного и среднего общего образования, в которых обучается 13% детей.

Воспитательно-образовательная среда школы создает условия, обеспечивающие субъектную самореализацию, развитие сущностных сил ребенка, выполняет функции компенсации недостатков первичной социализации; коррекции детских комплексов; расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой; обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.

Защищаются и поддерживаются образовательные интересы национальностей и этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. В 2002 г. число обучающихся на родном (нерусском) языке насчитывало 229,2 тыс. учащихся в 3,3 тыс. общеобразовательных учреждениях. Преподавание ведется на 34 родных (нерусских) языках, изучается в школах России 81 родной (нерусский) язык.

Основные трудности образовательных учреждений - недостаточное финансирование. В целом наблюдается плохая материально-техническая база образовательных учреждений, не отвечающая требованиям современных образовательных технологий. Темпы старения и износа зданий опережают темпы их реконструкции и строительства новых объектов. Свыше 50% зданий имеют все виды благоустройства (в городе - около 90%, в селе - 35%). Треть школ России не имеют центрального отопления, столовых и буфетов. Постоянно сокращается количество школьников, пользующихся горячим питанием. Ветшает материально-техническая база действующих детских дошкольных учреждений, срочный капитальный ремонт необходим 33,3% зданий, в аварийном состоянии находятся 1,2%, не имеют всех видов благоустройства более 10% зданий.

В 2002 году в Российской Федерации насчитывалось 18,1 тыс. (в 2001 г. - 18 тыс.) образовательных учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе: 8,9 тыс. учреждений системы образования, 5,8 тыс. - культуры, 1,8 тыс. - спорта, 1,8 тыс. - общественных организаций. В них обучается более 13 млн. детей от 6 до 17 лет.

Дополнительное образование рассматривается как составляющая единого образовательного процесса в рамках среднего общего образования и продолжает оставаться практически бесплатным для обучающихся детей. В системе дополнительного образования детей активно работают 500 военно-патриотических клубов (центров, объединений) - юных десантников, парашютистов, пограничников, летчиков и космонавтов, моряков и речников, в которых занимаются свыше 300 тыс. подростков.

Проведенный анализ теории и практики развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей позволяет вычленить в ней следующие тенденции :

повышение роли социально-педагогических и воспитательных установок, включаемых государственными органами в исходные концептуальные положения по совершенствованию социально-педагогической инфраструктуры. В федеральных целевых программах идеологической основой всех мероприятий по улучшению положения детей становится обеспечение их социализации в рыночной среде через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений; это будет способствовать формированию широкой общественной основы для дальнейшего прогресса в решении проблем детства, что является одной из опор социальной консолидации;

программно-целевой подход при реализации основных задач на федеральном и на региональном уровнях. Данный подход стал одним из основных методов решения наиболее важных социальных проблем в области улучшения положения детей, в том числе совершенствования социально-педагогической инфраструктуры воспитания подрастающего поколения. С 2002 г. реализуется федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)», включающая подпрограммы «О мерах предупреждения заболеваний, передаваемых половым путем», «Вакцинопрофилактика», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» («Анти-ВИЧ/СПИД»), «Неотложные меры борьбы с туберкулезом», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы» и др. В состав программы «Молодежь России» включены подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», «Молодая семья». Практика разработки целевых программ по проблемам детства широко используется в субъектах Российской Федерации;

расширение участия гражданского общества в реализации мер совершенствования социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей на основе интеллектуального и финансового участия в данной дея­тельности. Налаживается достаточно тесное взаимодействие государственных органов власти с общественными объединениями, неправительственными организациями, которое осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях в области реализации политики в интересах детей. В настоящее время (на конец 2002 г.) в Министерстве юстиции России зарегистрированы 120 общественных объединений (в 1997 г. - 38 организаций), имеющих международный или общероссийский статус, основная деятельность которых связана с решением проблем детства, расширением инфраструктуры воспитания;

законодательное закрепление правовых норм в области социально-педагогической инфраструктуры воспитания и развития детей, защиты их прав. В настоящее время сложилось российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей. Были приняты новый Гражданский кодекс (1994), Семейный кодекс (1995), Уголовный кодекс (1996), Кодекс об административных правонарушениях (2001 г.). Принят комплекс соответствующих федеральных законов, и, прежде всего, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), придавший качественно новое измерение законодательству о детях и соответствующей правоприменительной практике. В частности, закон определяет, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Одним из важных прав подрастающего поколения является право пользоваться созданной государством социально-педагогической инфраструктурой для детей.

Предпринимаемые меры по совершенствованию инфраструктуры направлены на развитие личности ребенка, охрану его здоровья, расширение его возможностей по самореализации, максимальное проявление творческих возможностей детей;

укрепление кадровой базы специалистов, работающих в сфере социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей. Это в первую очередь касается сферы работы с детьми, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Повышение профессионализма социально-педагогических работников проявилось в специализированной подготовке данных специалистов в системе высших учебных заведений.

Проведенное изучение социально-педагогической теории и практики позволяет вычленить в качестве основных путей совершенствования социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей следующие:

а) неуклонное повышение статуса социально-педагогической инфраструктуры воспитания как составной части государственной социальной политики в области воспитания детей. Проблемы совершенствования социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей должны занять достойное место в принимаемых социально-экономических программах федерального, регионального и местного уровня;

б) проведение комплексной экспертизы на предметно-объектном и функциональном уровне современной социально-педагогической инфраструктуры городов, поселков городского типа и сел. Результаты её работы могут найти отражение в планах градостроительства, развития возможностей учреждений здравоохранения, образования, службы быта, природоустройства, транспорта, и в других важных сферах жизнедеятельности детей.

в) увеличение затрат из местных, региональных и федерального бюджета на развитие социально-педагогической инфраструктуры воспитания, особенно на приведение в образцовое состояние зданий, строений, сооружений, необходимых для полноценного жизнеобеспечения и воспитания детей;

г) улучшение взаимодействия государственных органов и общественных организаций, межведомственного согласования усилий по проблемам развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей;

д) повышение профессионализма и уровня оплаты труда сотрудников, занятых в сфере социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей.

Таким образом, перспективы развития социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей в приоритетном порядке зависят от качества разрешения государственными органами сложившегося противоречия между осложнением ситуации в создании и функционировании социально-педагогической инфраструктуры в стране в связи с возникновением ранее не имевших места проблем (появление детей-беженцев, вынужденных переселенцев, распространение алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, рост детской беспризорности, социального сиротства и насилия в отношении детей и др.) и потенциальным ростом возможностей государства по преодолению создавшихся проблем в условиях определенной экономической стабилизации в России.

Совершенствование социальной (в том числе социально-педагогической) инфраструктуры воспитания детей составляет самостоятельное направление развития государственной социальной политики в области воспитания детей. Развитие социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей - предпосылка и условие эффективной государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, показатель и результат управленческих механизмов данной политики.

Сноски

97. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

98. См.: Социологический словарь.: Мн.: Университетское, 1991.

99. См.: Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. – 1994. - №6.

100. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М., 1999.

101. См.: Торохтий В.С. Состояние семейной инфраструктуры // Социально-педагогические проблемы семьи: Сборник науч. статей. – М.: МГППУ, 2004.


План:
  • Понятие о социальной инфраструктуре
  • Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
  • Функции социального педагога в социальных приютах
  • Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения
  • Деятельность социального педагога в учреждениях культуры и организации досуга детей

Понятие о социальной инфраструктуре

Социальная инфраструктура - совокупность органов и учреждений, обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей граждан, защиту их социальных прав. Это - внешняя по отношению к социальной деятельности система, необходимая для ее успешного осуществления.
Социальная инфраструктура включает в себя внешний управленческий уровень, региональный и муниципальный уровни (муниципальный соответствует органам местного самоуправления).
Высший управленческий уровень включает в себя:
- министерства образования, труда, здравоохранения, культуры и т.д.;
- комитеты, службы и комиссии (по делам молодежи, физической культуры, спорту, туризму и пр.).
На региональном и муниципальном уровне - это как управленческие органы (комиссии, комитеты и пр.), так и функциональные элементы: школы, больницы, институты, университеты, библиотеки, службы занятости и пр.
Неотъемлемая часть социальной инфраструктуры, возникшая в последние годы - неправительственные организации и учреждения благотворительной и иной социальной направленности (ассоциации, фонды). Социальный педагог может работать в общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях, в службах социальной защиты, на предприятиях, в общественных организациях, в частных и коммерческих структурах.

Социальный педагог в общеобразовательной школе

Школа - одно из традиционных мест деятельности социального педагога.
Цели его социально-педагогической деятельности следующие.
1. Изучать возрастные и психологические особенности школьников, мир их интересов, условия жизни, круг общения, позитивные и негативные влияния микро социума, выявлять причины и характер социально-педагогических проблем (осуществлять социально-педагогическую диагностику); выявлять детей и семьи группы риска.
2. Способствовать полноценному развитию личности на стадии обучения и выбора профессии:
- организовывать различные виды социально значимой деятельности, влиять на содержание досуга; организовывать взаимодействие между школой и культурными, спортивными, другими досуговыми учреждениями;
- осуществлять процесс опережающей социализации: знакомить детей с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить учащихся к критическому восприятию этих перспектив к осознанному выбору профессии;
- организовывать деятельность детских и молодежных объединений;
- осуществлять правовое просвещение учащихся и их родителей
3. Осуществлять профилактическую работу по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения.
4. Предупреждать и преодолевать негативные влияния на развитие личности с помощью юридических, психологических, экономических механизмов;
обеспечивать систему правовой защиты детей и их родителей.
5. Способствовать преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей; содействовать преодолению негативных девиаций детей; участвовать в благополучном разрешении потенциальных и назревших конфликтов.
Чтобы достичь данных целей, социальный педагог должен использовать разнообразные методики, охватывающие не только детей, но и их родителей;
тесно сотрудничать с учителями, школьными психологами, врачами и прочими специалистами.
Социальный педагог школы обладает следующими правами:
- представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительской власти;
- собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;
- делать официальные запросы в государственные учреждения и общественные организации по поводу решения социально-педагогических проблем;
- вести активную работу по изучению опыта семейного и социального воспитания.
Обязательным для социального педагога школы является ведение следующей документации:
- социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона;
- медико-психолого-педагогические характеристики детей;
- перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.
(перечень документов педагога социального см.
Социальный педагог - равноправный член педагогического коллектива, он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.
В каждой школе социальный педагог действует в соответствии с должностными обязанностями (должностной инструкцией), утвержденными директором и согласованными с самим социальным педагогом.
График работы школьного социального педагога утверждается директором. При этом при составлении графика учитывается время, затрачиваемое на выполнение служебных обязанностей вне школы.

Функции социального педагога в социальном приюте.

Социальные приюты предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей 3-18 лет. Это - образовательно-воспитательное учреждение, где детям оказывают помощь в разрешении их жилищных проблем.
Основные функции приюта:
- обеспечить временное проживание детей в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода;
- предоставить возможность посещать учебное заведение или работать;
- обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жизненных угроз;
- снять острое психическое напряжение, связанное с отношениями с семьей, педагогами, сверстниками; оказывать психологическую помощь;
- осуществить необходимую коррекцию, реабилитацию детей;
- содействовать возвращению ребенка в семью или дальнейшему его устройству.
Основной контингент приюта - дошкольники и младшие школьники, проживание которых в семье стало невозможным.
Выявлены следующие ключевые причины попадания детей в социальный приют:
- алкоголизм родителей;
- постоянные побои;
- отсутствие элементарных жизненных условий;
- болезнь матери, смерть родителей;
- сексуальное насилие в семье.
Направляют детей в приют сотрудники милиции, социальные педагоги, родственники. Реже дети (в основном, подростки) приходят в приют сами.
Выявлено, что лишь малая часть детей, помещенных в приют, здоровы. Перед социальным педагогом приюта стоят сложные задачи:
изучить ребенка, его проблемы;
собрать и вести документацию на каждого ребенка;
оказать ребенку первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь;
установить контакты и поддерживать связи с другими учреждениями, оказывающими помощь детям;
в короткий срок погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей;
создать для ребенка домашнюю обстановку;
организовывать воспитательную работу с детьми
установить контакт с ребенком, научить его соблюдать нормы общежития, вооружить бытовыми умениями и навыками;
приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение;
10)направить ребенка на путь самовоспитания;
11)определить будущее ребенка, готовить документы на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.
Первая задача, которую решает социальный педагог при поступлении ребенка в приют, - его изучение. Педагог собирает всю информацию о том, как и откуда прибыл ребенок, сведения о родителях и родственниках, о школе и воспитательных учреждениях, где находился ребенок раньше. С помощью медицинских работников и психолога делается полное медицинское освидетельствование физического и психического здоровья ребенка. Социальный педагог принимает участие в первичном осмотре ребенка, присутствует при заполнении схемы осмотра ребенка при поступлении в приют. Далее педагог посещает семью ребенка, записывает сведения о ней по схеме.
После этого педагог должен заполнить социальную карту ребенка, находящегося в приюте.
Воспитательную работу с ребенком социальный педагог проводит в несколько этапов - от адаптации к условиям приюта до реабилитации ребенка. При этом ключевой акцент делается на самовоспитании, самореализации ребенка.
Важным направлением процесса адаптации ребенка в приюте является создание домашней среды. При этом сами дети должны принимать участие в создании домашних уголков.
В совместной деятельности дети усваивают нравственные нормы, в частности, нормы культурного поведения. Особо важны следующие правила:
- не обижать других детей;
- не красть;
- не уходить из приюта, не предупредив воспитателя.
Важным направлением воспитания детей в приюте является вовлечение их в трудовую деятельность. Воспитанники включаются в разные виды труда, в том числе, и оплачиваемого. Особый акцент делается на самообслуживании, ремонтных работах, различных видах сельскохозяйственного труда. Но труд обладает воспитательной силой, если он посилен, а его результаты имеют общественную или личную значимость. В процессе трудовой деятельности дети учатся общению, сотрудничеству, обучаются профессиям. На детей заводятся сберегательные книжки, лицевые счета.
Важную роль в воспитании детей в приюте играет библиотека. Работа с книгой - метод приобщения детей к знаниям, к учению, развития их мышления. Следует отметить, что приобщение детей к систематическому учению является серьезной проблемой для социального педагога. Социальный педагог направляет детей в школу, следит за посещаемостью уроков, помогает выполнять домашние задания. Важно изменить отношение ребенка к знаниям, помочь преодолеть страх перед школой.
При формировании у детей стремления к знаниям педагог опирается на личностный подход, который предполагает:
- соотношение уровня развития ребенка с уровнем развития детей данного возраста (с требуемым уровнем развития);
- положительную оценку успехов;
- учет склонностей и возможностей ребенка;
- обоснованное обеспечение занимательности и наглядности обучения;
- помощь в налаживании взаимоотношения со сверстниками и учителями;
- развитие речи, формирование коммуникативных учений.
Следует учитывать, что требование жесткой дисциплины в процессе воспитания детей может быть непосильным для них.
Особого подхода в приюте требуют агрессивные дети, дети с синдромом гиперактивности.
Работа с агрессивными детьми ведется в несколько этапов:
накопление согласий;
анализ сообщений подростка о себе с принятием их на веру, создание условий для контакта;
поиск нейтральных увлечений и интересов подростка;
выявление качеств подростка, которые он не принимает в себе;
совместное построение программы дальнейших действий;
совместные действия воспитателя и воспитанника, основанные на взаимодоверии.
Ориентиром в воспитании агрессивных детей являются их положительные качества. Основным принципом их воспитания является принцип веры в ребенка.
Большое беспокойство в приютах вызывают дети с гиперактивностью. Они очень подвижны, постоянно тропятся, не могут задерживать внимание на несколько минут. Такие дети вспыльчивы и раздражительны, что приводит к конфликтам со сверстниками. У них, как правило, хорошие интеллектуальные данные, но они не справляются с учебными заданиями, считая их скучными и однообразными.
Для таких детей создаются индивидуальные программы, включающие психологическую, медицинскую и педагогическую помощь.
Существуют общие социально-педагогические рекомендации по организации работы с подобными детьми:
- понимать трудности гиперактивных детей;
- применять только положительные воздействия, избегая наказаний;
- включать ребенка в общие дела;
- развивать интерес к деятельности, создавать оптимальные нагрузки;
- создавать условия для отдыха и занятий спортом,
- разработать правильный режим, предусматривающий достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон, развитие гигиенических навыков.

Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения

К учреждениям системы здравоохранения относятся:
- дома ребенка;
- детские поликлиники;
- больницы;
- психоневрологические и наркологические клиники и диспансеры.
Должность «социальный педагог» может быть введена в каждом из этих учреждений.
Его функции заключаются в следующем:
- социально-средовая и социально-психологическая реабилитация;
- выработка умений общаться, вести себя в социуме;
- помощь детям в освоении социальных ролей;
- формирование активной жизненной позиции, развитие творческого потенциала;
- профессиональная ориентация учащихся (ознакомление с профессиями, помощь в профессиональном самоопределении, профессиональная консультация, коррекция неадекватных профессиональных интересов и намерений);
- учебно-методическая и просветительская работа с детьми;
- социально-правовое консультирование и информирование детей и их родителей.
- обеспечение оптимальной связи больного с его социальным окружением;
- оптимизация поддержки больного со стороны близких ему людей;
- обеспечение связи работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного.

Деятельность социального педагога в учреждениях культуры и организации досуга детей.

Учреждения культуры и организации досуга детей являются важным средством профилактики социальных отклонений и успешной социализации личности.
В этих учреждениях развиваются интересы, способности, таланты детей и взрослых, формируется их социальная позиция, создаются социальные связи, происходит освоение определенных социальных ролей, решается проблема профессионального самоопределения и самопознания.
При правильно организованной работе данные учреждения доставляют людям радость, удовлетворение, предоставляют возможности для коммуникации, проявления и развития их собственной инициативы.
Социально-педагогическая служба в данных учреждениях действует по следующим направлениям:
участие в развитии социально-культурной среды, координация деятельности учреждений для решения задач полезной организации свободного времени жителей;
организация занятий физкультурой и спортом, различных форм семейного отдыха;
возрождение народных традиций и культуры;
выявление и удовлетворение культурных запросов, развитие способностей;
организация совместного отдыха представителей различных поколений.
привлечение к полезной деятельности дезадаптированных подростков;
увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их умений контролировать свою жизнь, эффективно разрешать возникающие проблемы;
ориентация на дополнительное образование в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.
Деятельность социального педагога в данных учреждениях должна быть основана на принципах гуманизма и демократии, учета этнических особенностей и традиций, добровольности, активности подопечных.

Под инфраструктурой понимаются составные части общего устройства экономической или политической жизни, которые носят подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивают нормальную деятельность экономической или политической системы в целом. Это, например, транспорт, связь, торговля, материально-техническое снабжение, наука, культура, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды. В последние годы в научно-педагогической литературе стало часто встречаться словосочетание "социально-педагогическая инфраструктура", однако общепризнанного толкования его как научной категории пока не существует. В наиболее общем плане социально-педагогическая инфраструктура рассматривается как совокупность устойчивых связей системы образования и учреждений социума, обеспечивающая эффективность реализации социально значимых функций образовательных учреждений.

Компоненты (учреждения, службы, организации и т.п.), составляющие социально-педагогическую инфраструктуру той или иной территории, могут принадлежать как к одной отрасли (например, образованию или социальной защите населения), так и к разным отраслям, но представляют собой составные части единой региональной социально-педагогической инфраструктуры . Ее можно рассматривать как совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена па оказание профессиональной социально-педагогической помощи людям (независимо от возраста) в целях защиты их гражданских прав и свобод, охраны жизни и здоровья, создания условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме. При этом следует иметь в виду, что социально-педагогическая инфраструктура представляет собой не механическую совокупность учреждений стихийно или произвольно кем-то созданных, а сбалансированную и развивающуюся систему, целенаправленно сформированную на основе социального заказа и территориальных возможностей. Формирование социально-педагогической инфраструктуры является отражением реальных общественных потребностей и объективной необходимостью.

Главной задачей региональной (городской, районной) социально-педагогической инфраструктуры является оказание комплексных социально-педагогических услуг в целях более полного удовлетворения общественных и личных запросов граждан на развитие, психолого-педагогическую, медицинскую, социальную реабилитацию и адаптацию несовершеннолетних, защиту их прав. Основными характеристиками социально-педагогической инфраструктуры являются:



1) направленность на защиту прав человека на достойную жизнь, здоровье, образование и развитие, его социальную, психолого-педагогическую поддержку, на помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах;

2) взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие элементов инфраструктуры, ее целостность;

3) наличие государственного, местного (муниципального), межотраслевого или общественного органа, координирующего совместную деятельность компонентов инфраструктуры.

Полноценная социально-педагогическая инфраструктура включает в себя такой набор учреждений, которые, каждое имея лицензию на определенный вид деятельности, в общей совокупности способны максимально удовлетворить запросы населения по оказанию социально-педагогических услуг. Как правило, в социально-педагогической инфраструктуре независимо от ведомственной подчиненности представлены следующие группы учреждений :

– учреждения общего и профессионального образования разных ступеней и уровней подготовки в них;

– коррекционные образовательные учреждения (группы) для детей с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии;

– учреждения дополнительного образования;

– учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей;

– клубные учреждения для детей и подростков;

– реабилитационные учреждения по восстановлению утраченных или ослабленных свойств и качеств личности;

– службы комплексной (социальной, правовой, психологической, педагогической, медицинской и др.) помощи семье и детям;

– органы координации деятельности инфраструктуры как сложной по своему составу, но единой и целостной системы.

Такой набор компонентов инфраструктуры позволяет более полно удовлетворить запросы граждан на основе унифицированных или индивидуальных программ; рационально и продуктивно использовать квалифицированные кадры специалистов; повышать качество оказываемых услуг; наконец, создает возможность компенсации неудовлетворенной потребности граждан в тех или иных услугах в одних учреждениях за счет других компонентов данной инфраструктуры.



Необходимо обратить внимание на то, что количество и содержательная направленность элементов социально- педагогической инфраструктуры конкретной территории, их отбор и последовательность насыщения ими осуществляются на основе реального социального заказа.

Педагогическая реабилитация

представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятиями ресоциализации и перевоспитания. Ресоциализация представляет из себя усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших2. Ресоциализация – деятельность, направленная на лиц с различными видами отклоняющегося поведения с целью восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных навыков социального поведения, переориентация социальных установок и референтных ориентаций девиантов за счет включения их в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически ориентированной среды3. Перевоспитание – процесс перестройки, коренная «переделка» личности, ее чувств, ее воли, черт характера, привычек, наклонностей, интересов и идеалов. В «Педагогической энциклопедии» (1966 г.) перевоспитание рассматривается как система воспитательных воздействий педагога, направленная на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек, черт, которые противоречат нормам и требованиям общества. Зарубежные концепции перевоспитания правонарушителей строятся на следующих моделях: просветительско-образовательная модель, в соответствии с которой тюремное заключение преследует цель дать правонарушителю образование, выявить факторы, мешающие ему адаптироваться к жизни общества, и устранить их; модель ресоциализации направлена на решение задач перевоспитания с использованием групповых методов; модель сотрудничества (партнерства) осужденных с администрацией рассчитана на использование возможностей самих осужденных в их перевоспитании; терапевтическая модель предусматривает привлечение дополнительного персонала, подготовленного в вопросах психиатрии и психологии в целях перевоспитания осужденных (представляет собою в некоторой степени модернизированную медицинскую модель); модель общественного воздействия рассчитана на привлечение к сотрудничеству с администрацией широкого круга благотворительных и общественных организаций4. Представленные трактовки понятий ресоциализации и перевоспитания во многом соотносятся друг с другом: оба понятия предусматривают систему действий, направленных на замену предшествующих качеств и ценностных установок личности на новые. Но данные понятия можно развести: перевоспитание предусматривает изменение качеств личности, а ресоциализация – повторное накопление социального опыта или освоение нового социального опыта. Между тем и ресоциализация, и перевоспитание являются составными частями процесса педагогической реабилитации. Таким образом педагогическая реабилитация предусматривает систему мер воспитательного характера, направленных на изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования, формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации на основе ресоциализации и перевоспитания. В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции: восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации; компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения; стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы – внушение, убеждение, пример и др. Социально-педагогическая реабилитация – это процесс, объединяющий действия по социальной и педагогической реабилитации. Возможность такого объединения объясняется наличием общих составляющих: ресоциализации в педагогической реабилитации, научение действиям социальных ролей в социальной реабилитации. На основе объединения одержания понятий «социальная реабилитация» и «педагогическая реабилитация» можно дать определение социально-педагогической реабилитации. Социально-педагогическая реабилитация есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получении образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации. При проведении социально-педагогической реабилитации необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, необходимо учитывать процессы, которые протекают в жизни человека параллельно в конкретный промежуток времени: социализация, воспитание, обучение, самовоспитание. Они, с одной стороны, не должны противоречить направленности реабилитационного процесса, а должны закреплять результаты, полученные в процессе реабилитации, расширять зону реабилитационных мероприятий, делать процесс реабилитации непрерывным. С другой стороны, сами реабилитационные мероприятия не должны нарушать устоявшиеся положительные процессы жизнедеятельности. Во-вторых, перечисленная система действий в рамках социально-педагогической реабилитации не включает действия по восстановлению биологических функций организма, по восстановлению психологических процессов, действия по профессиональному обучению, действия по оказанию экономической и правовой помощи и т.п. Эти действия относятся к другим видам реабилитации: медицинской, психологической, профессиональной, экономической и др. Если рассматривать комплексно процесс реабилитации, то необходимо согласовывать действия между разными видами реабилитации с целью оптимизации проводимых мероприятий. Поэтому в социально-педагогической реабилитации можно выделить четыре основных компонента действий: действия по устранению влияния неблагоприятных факторов, действия по восстановлению социального статуса и роли, действия перевоспитания, переобучения, ресоциализации, действия согласования мероприятий социально-педагогической реабилитации с процессами жизнедеятельности человека и с мероприятиями, осуществляемыми в рамках других видов реабилитации. Результат процесса реабилитации качественно характеризует эффективность тех действий, которые были заложены в реабилитационную программу. Отслеживать результаты реабилитационного процесса следует по количеству ресурсов, вложенных в программу, по качественным изменениям в состоянии субъекта. Оценка реабилитационного процесса по количеству использованных ресурсов связана с определением часов работы специалистов с клиентом, определением материальных затрат (питание, медикаменты, материальная помощь, наглядные пособия, тренажеры), определением энергетических затрат работы разнообразного оборудования, использованного в реабилитационных целях. Как правило, данная оценка применяется на административном уровне. На уровне работы специалистов, участвующих в реабилитационных программах, оценку эффективности действий следует проводить на основании анализа изменений состояния субъекта. И здесь следует выделить два метода: статистический и параметрический. Статистический метод оценки эффективности реабилитационных программ связан с фиксацией показателя рецидива дезадаптации и повторного обращения клиента реабилитационную службу. При эффективном осуществлении реабилитационной программы повышается адаптивная способность человека и у него отпадает потребность повторного обращения. При неэффективном проведении реабилитационной программы на какой-то промежуток времени снимается проблема дезадаптации, но она повторно проявляется по истечении времени и требуется повторное обращение в реабилитационный центр. Поэтому показатель рецидива дезаптации может быть критерием эффективности реабилитационных программ при статистическом исследовании. Параметрический метод дает качественную характеристику эффективности реабилитационных программ. При сравнении параметров состояния человека до и после его участия в реабилитационной программе можно судить об ее эффективности. Как описывалось выше, параметрами состояния человека являются: физические, психические и социальные. Исходное и последующее состояние человека по данным параметрам замеряется при помощи одних и тех же методик с целью получения объективных данных. По результатам нашей экспериментальной деятельности можно утверждать, что изменения в состоянии человека бывают разными. Во-первых, выделим прямые и косвенные изменения в состоянии человека, участвовавшего в реабилитационной программе. Прямые изменения в состоянии человека связаны с целями реабилитационной программы. В целевой установке реабилитационной программы были сформулированы конкретные показатели, которые необходимо было достичь, и в результате программы зафиксировано положительное изменение данных показателей. Косвенные изменения в состоянии человека происходят параллельно, хотя никаких специальных реабилитационных действий предпринято не было. Косвенные изменения могут быть положительными и отрицательными. При фиксировании отрицательных косвенных изменений необходимо вносить коррективы в реабилитационную программу. Чем больше параллельных положительных косвенных изменений в состоянии человека произошло, тем эффективнее реабилитационная программа. При анализе показателей прямых изменений в состоянии человека можно выделить несколько уровней проявления эффективности реабилитационного процесса. При этом, каждый показатель следует оценивать отдельно, а общий эффект – определять на основе суммирования. Экспериментально установлено, что эффективность реабилитационных мероприятий проявляется на четырех уровнях: 1-й уровень – отрицательный уровень, то есть отрицательные изменения прямых показателей, когда по результатам диагностики зафиксировано снижение уровня проявлений планируемых к положительному изменению качеств. 2-й уровень – нулевой уровень, то есть нулевые изменения прямых показателей, когда по результатам диагностики зафиксировано тождество проявлений планируемых к положительному изменению качеств. 3-й уровень – положительный эволюционный уровень, то есть плавные изменения прямых показателей, когда по результатам диагностики зафиксировано положительное изменение планируемых качеств, и порядок этого изменения равен повышению на один уровень степени сформированности. 4-й уровень – положительный скачкообразный уровень, то есть скачкообразные изменения прямых показателей, когда по результатам диагностики зафиксировано положительное изменение планируемых качеств, и порядок этого изменения равен повышению на два и более уровней степени сформированности. Следует отметить, что наиболее оптимально достижение третьего уровня реабилитационных программ, потому что в данном случае происходит и плавное параллельное изменение косвенных показателей развития личности и человеку легче освоиться со своей новой позицией. При скачкообразном изменении отдельных показателей, если у человека достаточно внутренних резервов, то произойдет интенсивное изменение остальных косвенных параметров состояния человека; если же внутренних резервов недостаточно, то полученный результат снизится и опять наступит состояние дезадаптации.

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

1. Социокультурно и педагогически запущенные дети и подростки.

Самая распространенная категория детей группы риска, трудновоспитуемость и труднообучаемость которых обусловлена психолого-педагогическими причинами. Основными признаками запущенности можно считать недостатки ведущей деятельности (игра, учение), отклонения в поведении, трудности социальной адаптации. При отсутствии аномалии наблюдается дисгармония развития. Как правило, нарушена Я-концепция, система самосознания личности ребенка.

Поскольку эти дети и подростки не являются полноценными субъектами деятельности и отвержены в школьной и семейной среде, основную помощь им могут оказать педагоги, психологи и родители. В данном случае они выступают субъектами реабилитации.

2. Несовершеннолетние правонарушители, дезадаптированные подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети-сироты.

Этой группе риска, прежде всего, нужна помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями, социальная поддержка.

Основной субъект реабилитации – социальный педагог, способный осуществлять перечисленные функции и оказывать психологическую помощь отвергаемым в формальных коллективах детям и подросткам.

3. Дети с нарушениями психосоматического и нервно-психического здоровья и функциональными отклонениями:

а) хронические соматические заболевания;

б) функциональные нарушения;

в) нервно-психические заболевания;

г) умственная отсталость;

д) инвалидность.

Дети данной группы нуждаются прежде всего в медицинской и психологической реабилитации, субъектами которой выступают врачи и психологи, либо в комплексной реабилитации в условиях взаимодействия врачей, педагогов, психологов и социальных работников.

ОТВЕТ №21. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Процесс - это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей.

Целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента - основная функция технологии социальной работы. Социальный работник принимает непосредственное участие в анализе информации, в подготовке вариантов решения той или иной личностной (или групповой) проблемы и в практическом осуществлении намеченного плана действий, т.е. является активным участником и творцом технологии воздействия на жизнедеятельность клиента.

Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения, что составляет завершенный цикл взаимодействия организаторов социальной работы и их клиентов. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом - сущностная характеристика технологического процесса.

Во-первых, основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций).

Алгоритм - это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. Этот термин происходит от латинского слова «algorithm!». Так звучало на латинском языке имя хорезмского математика IX столетия аль-Хорезми, трактат которого в средние века был распространен в Европе. Тогда время алгоритмом называли десятичное счисление и искусство счета в этой системе. В настоящее время этот термин не только широко применяется в электронно-вычислительной технике, но и все чаще используется в социально-экономических исследованиях.

Современный смысл понятия «алгоритм» не ограничивается последовательностью операций с числами, но включает и логические операции, в том числе при выработке управленческих решений, при формулировании целей и задач, при обработке информации и т.д. В применении к социальной работе этот термин понимается как последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние.

Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции.

Операция - это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.

Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результата поставленной цели (или подцели). На результат действий, как известно, могут оказывать влияние неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды. Среди них можно выделить экономическое положение, господствующие социально-психологические явления, а также субъективные факторы, обусловленные особенностями личности или социальной группы. Поэтому результат каждой операции, а, следовательно, всего технологического цикла зависит от профессионально грамотных действий специалистов социальной сферы, от их умения оказывать влияние на условия и состояния, в которых находятся клиенты социальных служб.

В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий.

Инструментарий - это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, которое осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечение клиента социальной работы в различные виды деятельности - преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную - значит использовать главное, основное средство воздействия на личность. Для решения этой задачи специалист социальной службы использует целый комплекс вспомогательных средств и способов информационного, организационно-методического и процедурного характера.

Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов, если они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает, самостоятельное значение.

Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.

В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:

3. Организация воздействия.

Этап формулирования цели предусматривает выполнение таких операций, как сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.

Выработка и выбор способов воздействия предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы.

Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта, включая распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.

Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.

В практике социальной работы те или иные операции могут не фиксироваться, если управленческие взаимоотношения достаточно отлажены, поскольку многие проблемы, которые повседневно призван решать персонал социальных служб, зачастую однотипны. Однако это говорит лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не об игнорировании какой-либо операции в структуре технологического процесса.

ОТВЕТ №22. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Сущность и структура технологического процесса

Так как социальная работа как деятельность представляет собой технологический процесс, который повторяется при решении новой задачи, нужно остановиться на этом понятии. Процесс – это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. Внешние факторы – социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей

Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом – сущностная характеристика технологического процесса.

Основа технологического процесса – это алгоритм действий. Алгоритм – это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В социальной работе – это последовательность действий, направленных на преобразование объекта социальной работы, и перевод его в искомое состояние.

Вторым существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция – это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.

Третьим важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий – это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:

1. Формулирование цели воздействия.

2. Выработка и выбор способов воздействия.

3. Организация воздействия.

4. Оценка и анализ результатов воздействия.

На первом этапе осуществляется сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач. На втором этапе выявляется и анализируется проблемная ситуация, изучение обоснования, вариантов и способов действий, оценку, выбор оптимального варианта решения проблемы.

Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта. Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.

Что же представляет собой содержание технологического процесса. Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:

1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

В целевой установке находит выражение замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.

3. На этапе обработки информации изыскиваются дополнительные источники информации, происходит её сбор и систематизация, ее анализ и обобщение. Выводы составляют базу для уточнения цели и задач.

4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.

5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем