Китайский язык как инструмент реализации «китайской мечты. Изучим китайский в китае Книжный как культурное пространство

Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения Маслов Алексей Александрович

Изучим китайский в Китае

Изучим китайский в Китае

В самом Китае существует немало возможностей для изучения китайского языка, но и здесь есть масса тонкостей. И первейшая заключается в том, что для успешного преподавания китайского языка иностранцам самим китайцам нужно знать особую методику китайского как иностранного , обладать необходимым набором учебников, аудио– и видеоматериалов. Где бы вы ни решили учить китайский язык, сразу же попросите вам показать поэтапную программу обучения, набор необходимой литературы, проверьте наличие тестовых и контрольных заданий, уточните уровень подготовки самого преподавателя . Конкуренция среди китайцев на этом рынке столь велика, что не бойтесь отсеять десяток предложений – в конце концов, вы быстро найдете то, что вам нужно.

Существует несколько возможностей для изучения китайского языка в самом Китае. Это курсы при университетах, школы китайского языка для иностранцев и частные преподаватели.

Самую лучшую подготовку в этом плане могут дать профильные университеты , при которых всегда есть краткосрочные курсы китайского языка. Университеты должны быть именно профильными, желательно – языковыми (например, Пекинский университет иностранных языков, Шанхайский университет иностранных языков и т. д.). Сегодня множество китайских вузов в стремлении привлечь дополнительные средства с радостью готовы предложить иностранцам языковые курсы на любой срок и в любом объеме, но в подавляющем большинстве случаев у них может даже не быть дипломированных преподавателей китайского языка как иностранного, не говоря уже о специализированных учебниках.

Часть университетов имеет право проводить государственный экзамен на знание китайского языка как иностранного – HSK. Существует несколько уровней HSK. Это весьма строгий, комплексный и не всегда простой тест, в качестве ориентира лишь укажем, что, чтобы обучаться в китайском вузе по одной из специальностей, нужно обладать знанием языка определенного (весьма высокого) уровня HSK. Сертификаты HSK признаются во многих странах мира и являются единственным официальным документом, подтверждающим знание китайского языка. Если вы учите китайский язык для себя или для делового общения, вам вряд ли понадобится проходить этот тест, но тем не менее имеет смысл попробовать сделать это. По крайней мере, вы сможете проверить свое реальное знание китайского языка на основе современных стандартов.

Второй вариант – школы китайского языка. Чаще всего они представляют собой частные фирмы, созданные либо самими китайцами, либо совместно китайцами и иностранцами. Они очень популярны, так как предоставляют слушателям весьма широкий выбор форм занятий – вы можете приходить к ним в офис или преподаватель может приезжать к вам, в зависимости от того, как вам удобно, и т. д. Школы могут быть оборудованы весьма хорошо, располагать чистыми аудиториями. Иногда в них преподают очень опытные педагоги, здесь же подрабатывают преподаватели некоторых вузов. Но китайцы быстро поняли, что подавляющее большинство иностранцев не очень быстро овладевают китайским языком в силу его специфики (иероглифическая письменность, тональный строй, иной порядок построения фразы и т. д.), а поэтому главное – это сделать так, чтобы им было уютно и нескучно на занятиях. Именно поэтому языковые курсы нередко превращаются в некую смесь бесед о китайской кулинарии, каллиграфии, чайной церемонии, Великой Китайской стене и т. д., то есть обо всех типичных символах Китая, которые так привлекают иностранцев. Естественно, о свободном владении китайским языком в этом случае речи идти не может. Самостоятельное тестирование по системе HSK эти школы также не имеют права проводить.

Подавляющее большинство таких школ китайского языка для иностранцев отличаются бессистемностью в процессе подготовки, не очень строго следят за посещаемостью и за вашей успеваемостью – главное, чтобы вам не стало скучно. Если вы серьезно намерены выучить хотя бы азы китайского языка, заранее ознакомьтесь с программой, узнайте, в течение какого времени и какого уровня вы можете достичь, объясните, что вы желаете изучать именно китайский язык, а не основы китайской культуры (последнее имеет смысл учить в более академической манере).

В обоих случаях, как на курсах при университетах, так и в школах, существует несколько серьезных недостатков. Прежде всего, их преподаватели не очень заинтересованы в строгом контроле знаний иностранцев, тестовые и контрольные задания являются нередко формальностью. Главное, чтобы иностранец не ушел с этих курсов и продолжал платить.

Наконец, существуют частные преподаватели – пожалуй, самый удобный способ выучить китайский язык в Китае. Вы строго не привязаны ко времени и месту занятий, можете спокойно переносить уроки в зависимости от вашего делового расписания, хотя систематичность в этом деле обязательна. По оплате это может быть дешевле, чем занятия при университетах и школах. Здесь очень многое зависит от преподавателя. Многие китайские студенты старших курсов подрабатывают тем, что преподают китайский для иностранцев, их объявлениями пестрят множество газет и англоязычных журналов, которые бесплатно можно найти в холле любой гостиницы или ресторана западной кухни. За редким исключением это не самый лучший вариант, так как студенты обычно незнакомы с реальной методикой преподавания китайского языка иностранцам. Лучше обратиться к профессиональным преподавателям, имеющим многолетний опыт работы с иностранцами , желательно, чтобы эти преподаватели сами когда-либо работали или учились за рубежом.

Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора

Стоит ли учить китайский язык? Да, конечно, стоит, если вы решили вести дела с Китаем и если у вас, разумеется, есть на это время. Безусловно, прекрасное знание китайского языка заметно продвинет ваши дела в Китае – но обратите внимание, именно «прекрасное знание». Нет

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Китайский дресс-код В мире существует множество форм дресс-кодов – официальных, полуофициальных, неформальных. Вероятно, самым демократичным можно считать американский дресс-код, который вполне допускает недопустимое: на переговорах – пиджак поверх майки, джемпер во

Из книги Китай и китайцы. Привычки. Загадки. Нюансы автора Шляхов Андрей Левонович

Китайский деловой стиль Стиль ведения бизнеса в Китае Старый и новый стили ведения бизнеса В государственных учреждения и ведомствах, а также в крупных государственных компаниях стиль ведения переговоров и выстраивания этапов установления отношений можно назвать

Из книги Как победить китайцев автора Маслов Алексей Александрович

Переведите на китайский все, что только возможно Обязательно переведите все презентационные материалы на грамотный китайский язык. Причем переведите их на тот китайский, на котором говорят китайцы, а не на тот странный язык, который иногда преподают в зарубежных вузах.

Из книги Китай и китайцы [О чем молчат путеводители] автора Маслов Алексей Александрович

Китайский образ мышления Китайцы отнюдь не лишены воображения, однако их мифология так и не вошла в историю мировой культуры. Кроме того, нация развивалась изолированно, контакты с другими народами, которые вызвали бы активность в этом направлении, установились

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Александра СергееваК.полит.н., Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт РСМД

С приходом к власти пятого поколения китайских руководителей в политическом лексиконе все чаще встречается призыв к реализации «китайской мечты» - «великого возрождения китайской нации» . В последние месяцы в Китае и за рубежом ведутся горячие дискуссии о том, что вкладывается в это понятие. Гордостью китайского народа и основной составляющей «великого возрождения нации», бесспорно, является китайская культура в широком смысле слова, включая историю, знания о современном Китае и китайский язык, которые давно превратились в активных проводников «мягкой силы» КНР.

Реалии и перспективы использования китайского языка как важного ресурса «мягкой силы»

С начала 2000-х годов в мире начался быстрый рост числа людей, изучающих китайский язык как иностранный. По официальным данным Государственной канцелярии по распространению китайского языка за рубежом (сокращенно - Ханьбань), созданной в 1984 г. при правительстве КНР, по всему миру их насчитывается более 40 млн. Изучение языка и культуры Поднебесной стало модной тенденцией, некоторые страны буквально охватила «лихорадка китайского языка».

Фото: Reuters
Председатель КНР Си Цзиньпин призывает
к «реализации идеи сильной страны,
национального подъема и народного счастья»

Анализируя причины данного явления, можно говорить о совокупности условий и о формировании определенных предпосылок, как в самом Китае, так и за рубежом. Тридцатилетний период «реформ и открытости» и провозглашенный в 2000 г. в сфере внешнеэкономических связей курс «выхода вовне» привели к устойчивому росту экономики и быстрому развитию Китая. В связи со значительным усилением мощи и влияния этой страны на мировой арене изучение китайского языка для многих становится фактором успешной карьеры, позволяет найти лучшую работу, открывает доступ к более широкому рынку сбыта своей продукции. Изучение и преподавание китайского языка особенно необходимо в странах, динамично развивающих торгово-экономическое партнерство и долгосрочное сотрудничество с КНР. Так, в государствах Восточной и Юго-Восточной Азии некоторые экспортно-импортные компании даже ввели знание китайского языка в качестве критерия, необходимого при приеме на работу .

В то же время значительную роль в распространении языка и культуры за рубежом играет активная политика руководства КНР, прежде всего, развитие системы институтов Конфуция и различных культурных и научно-исследовательских центров.

С начала 2000-х годов в мире начался быстрый рост числа людей, изучающих китайский язык как иностранный. По официальным данным Государственной канцелярии по распространению китайского языка за рубежом (сокращенно - Ханьбань), созданной в 1984 г. при правительстве КНР, по всему миру их насчитывается

Глобальной сетью институтов Конфуция охвачены многие страны мира, в том числе и Россия. Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом открыто более 350 институтов и классов Конфуция в 113 странах мира. Первый институт Конфуция появился в 2004 г. в Сеуле (Южная Корея). Институты и классы Конфуция - это некоммерческая общественная организация, целями которой являются преподавание китайского языка и распространение китайской культуры. Кроме того, в задачи Института входят организация научных конференций, популяризация языка и культуры через различные мероприятия и конкурсы, посвященные Китаю, проведение квалификационного теста на знание китайского языка (HSK), подготовка и издание учебной литературы по китайскому языку, студенческие и преподавательские стажировки в Китае, консультации по обучению в КНР.

К 2020 г. Канцелярия планирует довести число институтов Конфуция до 1000. В России действуют более 20 институтов и классов Конфуция - в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге и многих других городах. Количество изучающих китайских язык в России составляет более 25 тыс. человек (в вузах).

Фото: Голос России
Россия-Китай: «Навеки друзья, но никак
не враги»

Изучение и преподавание китайского языка особенно необходимо в странах, динамично развивающих торгово-экономическое партнерство и долгосрочное сотрудничество с КНР. Так, в государствах Восточной и Юго-Восточной Азии некоторые экспортно-импортные компании даже ввели знание китайского языка в качестве критерия, необходимого при приеме на работу.
Еще одно направление - предоставление иностранным студентам государственных стипендий на обучение в Китае. Так, по данным Комиссии по государственным стажировкам при Министерстве образования (существующей с 1980-х годов), в 2010 г. китайские власти выделили на эти цели 650 млн юаней (около 80 млн долл.). Стоит также отметить деятельностьтайваньского Фонда Цзян Цзинго, названного в честь бывшего президента Тайваня, который финансирует проекты и предоставляет гранты иностранным китаеведам, в том числе из России и стран Восточной Европы.

Пристального внимания заслуживает деятельность исследовательского Центра зарубежного китаеведения, созданного в 1996 г. на базе Пекинского университета иностранных языков. Он занимается развитием теоретического китаеведения в Китае и за рубежом, а также финансирует некоторые научные программы иностранных исследователей, в том числе из России. Центром были подготовлены и выпущены следующие издания: «История преподавания китайского языка в России в начальный период», «Краткая история православия в Китае», «История синологии в России», «Русская духовная миссия в Пекине» и др.

Как подчеркивает руководитель Китая, всестороннее изучение истории, культуры, а также преподавание и изучение китайского языка обеспечивают возможность общения между странами, прививают интерес к Китаю, дают понимание и уважение обычаев и традиций китайского народа. Ни для кого не секрет, что в реальности общее представление народов друг о друге на бытовом уровне остается зашоренным и устаревшим. В 1990-е годы россияне и китайцы знакомились друг с другом, главным образом, в процессе приграничной торговли, которая не требовала глубоких страноведческих познаний. Но Россия и КНР являются носителями богатой истории и культуры, и им есть, что предложить, помимо товаров под маркой «сделано в Китае» или природного сырья. Поэтому основной целью политики стало формирование яркого и положительного имиджа страны (как Китая, так и России).

Фото: «Заметно наращивать софт-силы
в лице культуры… более широким шагом
выводить китайскую культуру за рубеж…»
(из доклада Ху Цзиньтао на XVIII съезде
КПК)

В настоящее время в ЮВА китайский язык активно соперничает с английским языком. Торгово-промышленная палата КНР в Сингапуре уже несколько лет организует курсы по изучению делового китайского, а с 2009 г.

Начиная с XVII съезда КПК (2007 г.) по всему миру стали открываться китайские культурные центры (ККЦ). К концу 2011 г. насчитывалось 9 таких центров, в том числе в Египте, во Франции (Париж), Южной Корее, Германии (Берлин), Японии (Токио), Монголии и других странах. В 2012 г. были открыты ККЦ в Бангкоке, Москве и Мадриде. В 2013 г. на очереди - Сингапур, Пакистан, Шри-Ланка, Сербия, Мексика, Канада. Кроме того, планируется подписание межправительственных соглашений об открытии таких центров в Турции, Румынии, Венгрии, Италии, Индии, Великобритании. За период с 2007 по 2011 гг. в ККЦ обучалось более 26 тыс. человек, было проведено более 2500 мероприятий.

«План по развитию ККЦ за рубежом» включен в 12-й пятилетний план социально-экономического развития КНР, рассчитанный на 2011-2015 гг.

В конце декабря 2012 г. в Москве, на улице Правды, недалеко от станции метро «Белорусская», был открыт первый в России ККЦ. В помещении общей площадью около 3026 кв. м есть выставочные, цифровой и многофункциональные залы, аудитории, библиотека. В рамках центра организуютсякинопоказы, проводятся встречи с известными деятелями науки и культуры, работают курсы китайского языка, проходят занятия по Ушу, каллиграфии, китайской живописи и кулинарии.

Эта деятельность придает новый импульс российско-китайским отношениям и способствует выходу знаний друг о друге на качественно новый уровень. В условиях растущего потенциала наших государств и укрепления отношений стратегического партнерства и сотрудничества формирование объективного и сбалансированного представления друг о друге среди широких слоев населения обеих стран является по-настоящему важной и далеко не решенной задачей.

Китайский vs английский?

Правительство Сингапура оказывает материальную поддержку изучающим китайский язык.

Китайский язык является одним из официальных языков ООН и ШОС, на нем говорят в КНР, на Тайване, в Сингапуре и в многочисленных и весьма влиятельных китайских диаспорах по всему миру. Например, изучение китайского входит в школьную программу в Малайзии и Сингапуре. Следует отметить, что в странах Юго-Восточной Азии этнические китайцы сумели занять лидирующие позиции в важных сферах национальной экономики, сосредоточив в своих руках огромные финансовые потоки. Здесь активно действуют ассоциации зарубежных китайцев и китайская диаспора, открываются детские сады и школы с изучением китайского языка, высшие учебные заведения и СМИ на китайском языке.

Бесплатные государственные программы изучения китайского языка (краткосрочные программы «Приникнуть к родным корням») на территории КНР и Тайваня весьма популярны среди представителей зарубежной китайской диаспоры, которые отправляют детей и внуков на историческую родину для изучения языка, истории и культуры. Эти программы представляют для России весьма ценный опыт в контексте реализации политики по вовлечению уехавших высококвалифицированных специалистов в процесс модернизации нашей страны.

В настоящее время в ЮВА китайский язык активно соперничает с английским языком. Торгово-промышленная палата КНР в Сингапуре уже несколько лет организует курсы по изучению делового китайского, а с 2009 г. правительство Сингапура оказывает материальную поддержку изучающим китайский язык. Для многих специалистов крупных компаний английский уже не имеет прежнего судьбоносного значения, ведь большинство клиентов ориентированы на Китай и нуждаются в языковой поддержке в процессе налаживания бизнес-контактов с местными предпринимателями. Английский язык, несомненно, является обязательным атрибутом каждого образованного человека, однако сегодня появилась необходимость понимать и китайский.

Сможет ли китайский язык разделить с английским лидирующие позиции в региональных международных отношениях? Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно. Ареал влияния китайской культуры ограничен преимущественно АТР и ЮВА, регионами с превалирующими конфуцианскими и буддистскими ценностями. Западная массовая культура и распространение Интернета как важнейшие элементы иностранной «мягкой силы» сегодня оказывают гораздо большее влияние на китайское общество, особенно на молодежь, чем раньше.

Что нам пригодится из китайского опыта

Фото: Substudio.com
Китайский язык - новый доминирующий язык
в Инернете

На сегодня Фонд «Русский мир» открыл в Китае 5 русских центров на базе Пекинского университета иностранных языков, Даляньского университета иностранных языков, Цзилиньского университета, Межуниверситетского института в Аомэне и Шанхайского университета иностранных языков.

Российская сторона предпринимает аналогичные шаги по распространению русского языка и культуры за рубежом, в том числе и в Поднебесной. На сегодня Фонд «Русский мир» открыл в Китае 5 русских центров на базе Пекинского университета иностранных языков, Даляньского университета иностранных языков, Цзилиньского университета, Межуниверситетского института в Аомэне и Шанхайского университета иностранных языков. В этих центрах можно читать книги ведущих российских издательств на русском языке, смотреть классику российского кинематографа и современное кино, получать бесплатный доступ к электронным базам данных российских СМИ, текстам энциклопедий, словарей и справочников. В КНР открываются библиотеки русской литературы и культурные центры, поддерживаются грантовые проекты, проводятся курсы русского языка (в Харбине, Урумчи, Сянгане), издаются книги по русскому языку. На Интернет-портале Фонда размещены китайские версии интерактивных образовательных программ.

Россия и Китай проводят перекрестные годы национальной культуры и языка, годы туризма и молодежи. В 2012 г. правительство КНР пригласило 50 московских семей пожить в китайских семьях. В рамках «годов туризма» в Китае и России планируется провести более 200 мероприятий.

В 2011 г. правительством КНР были приняты трехлетняя программа «Культурный Китай. Расцвет на четырех морях», «Китайские таланты и искусства», «Китайская традиционная медицина» и многие другие программы, нацеленные на усиление влияния китайского языка и культуры за рубежом, демонстрацию миру нового образа Китая.

Активное распространение китайского языка - составная часть политики КНР по проведению «китайской глобализации» и созданию «могущественного культурного государства» в рамках «гармоничного мира». Это должно стать эффективным инструментом для решения внутренних и внешних задач страны. Китай демонстрирует огромную заинтересованность в распространении национальной культуры и языка, которая опирается на сильное политическое и экономическое влияние. Многие считают, что у китайского языка есть шанс стать инструментом международного общения. Однако есть и те, кто придерживается противоположной точки зрения, указывая на трудности освоения этого языка, серьезные культурные различия, недостаточную привлекательность идей и концепций традиционной китайской культуры для современного глобализованного общества, постепенную вестернизацию Китая.

Насколько успешно и в какой мере «китайская мечта» заменит «американскую» - покажет время.

1. Жэньминь жибао, 08.03.2012.

2. Данные почерпнуты из личных бесед автора во время 7-й международной конференции, организованной Международным обществом по изучению зарубежных китайцев в Сингапуре в 2010 г.

В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении китайскому языку, а также способностью и готовностью учащихся на начальном этапе к усвоению большого количества лексических единиц. Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике. На начальном этапе изучения китайского языка необходимо научить детей не только правильно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении для передачи своей мысли или мысли другого лица.

Знание грамматики является залогом дальнейшего успешного обучения. В курсе прикладной грамматики следует не просто сообщить, что имеется в языке, но, где возможно, разъяснить сущность того или иного грамматического явления, показать его место в системе языка. В каждом блоке основное внимание должно уделяться тому или иному грамматическому явлению. Теоретические сведения по грамматике китайского языка имеют определённую важность, они формируют основное представление по основам грамматики китайского языка, но всё же чтобы устранить все ошибки и недопонимания, нужно в основном опираться на практическую грамматику, которая раскрывает, глубоко и детально, те явления, которые могут представлять определённую трудность для изучения и полноценного понимания.

Например, по-китайски говорят? shu "книга", по-английски говорят "book". Звучат эти слова совершенно по-разному. Этим, говорят, китайский язык и отличен от английского. Это, конечно, верно. Однако различие между китайским и английским языками заключается не только в этом. Когда по-китайски надо сказать "две книги", то говорят???liang ben shu, т.е. слово?shu не изменяется. По-английски же в этом случае надо будет сказать "two books", причем "books" оказывается отличным от прежнего "book". По-китайски говорят "обложка книги", ??, по-английски же говорят "the cover of the book". Отсюда, казалось бы, что "of" в английском языке соответствует? de в китайском. Однако это разные вещи: мы ставим слово?shu перед? de, англичане же помещают "book" после "of". Представим себе язык (конечно, такого языка не существует, и это лишь условное допущение), в котором все слова были бы абсолютно одинаковым с китайским; это еще не означало бы обязательной тождественности его с китайским .

Мы, например, говорим "моя лошадь", а на этом воображаемом языке, возможно, пришлось бы сказать???ma wo de. Или, предположим, что вместо??????ni xia le wo yi tiao "ты сильно напугал меня". На этом воображаемом языке мы сказали бы - ?????? - ni wo xia le yi tiao. По-китайски же смысл такого высказывания совершенно непонятен: кто же, в конце концов, кого напугал? По-китайски необходимо сказать либо???? ni xia le wo "ты напугал меня", либо же? ? ? ? wo xia le ni "я напугал тебя". Лишь в этих случаях значение высказывания станет точно определенным. Это значит, что в китайском языке из слов, обозначающих пугающего и пугаемого, одно должно стоять перед словом? xia "пугать", другое же после него. Конечно, язык позволяет поместить оба слова перед словом "пугать", но для этого придется в высказывание ввести какие-то дополнительные слова. Однако мы не можем сказать, что в других языках не будет иных средств выражения. Эти различия и являются грамматическими различиями. Грамматика - это правила построения речи. Грамматика не интересуется значениями отдельных слов, за исключением разве небольшого числа единиц, имеющих отношение к построению речи .

Грамматические особенности китайского языка, являются идентичной по своей структуре и устройству. В ней очень мало положений и явлений, сходных с грамматиками других языков. В ней нет ярко выраженного разделения по временам, а существуют лишь времяпоказательные частицы, например такие как, ?,?.

Грамматика занимала разное место в лингвистических традициях, а в китайской ее не было совсем, если не считать описания "пустых слов". Однако во всех традициях существовало представление о некоторой первичной значимой единице, помещаемой в словари и занимающей центральное место в грамматическом описании. В русском языке соответствующая единица называется словом. Как отмечал П.С. Кузнецов, из всех русских грамматических терминов только термин "слово" исконен, остальные заимствованные.

Наконец, в Китае единственной единицей грамматики и лексики было все то же "цзы", то есть тонированный слог, имеющий значение (корнеслог). Современная китаистика обычно признает существование в китайском языке как минимум сложных слов, состоящих из нескольких слогов (более спорно наличие в китайском языке аффиксации). Однако китайская традиция никогда не выделяла единицы, промежуточные между корнеслогом и предложением, а существование сложных слов в современном смысле если и замечалось, то лишь на том же уровне, на котором в лингвистике фиксируются устойчивые словосочетания (фразеологизмы) . Эти примеры не исчерпывают все возможные варианты предложений, а только представляют наиболее показательные из них.

  • ?????? Я люблю хороших (его) людей (человека).
  • ?????? Мой (я) супруг (а) - хороший (ая).
  • ?????? Мое увлечение - это люди.
  • ?????? Я тот, кто любит хороших людей.
  • ?????? Я тот, кто очень любит людей.
  • ?????? Любящий хороших людей - это я.
  • ?????? Кому легко любить людей - так это мне.
  • ?????? Хороший супруг (а) - это мой супруг (а).
  • ?????? Хорошие люди - это моя любовь.
  • ?????? Хорошо то, что люди меня любят.
  • ?????? Хорошо то, что я люблю людей.
  • ?????? Хороший супруг (а) - это я.
  • ?????? Люди - это мое увлечение.

В обучении грамматике китайского языка одной из главных задач является разрушение с первых дней обучения школьного, упрощенного понимания таких категорий, как подлежащее и сказуемое. Отношения между подлежащим и сказуемым в русском предложении - это грамматическое согласование двух словоформ. В китайском языке по причине отсутствия форм отсутствует и согласование, следовательно, подлежащее (элемент структуры, выполняющий эту функцию) может состоять и из одного слова, и из словосочетания, и из предложения, и даже из группы предложений .

Говоря о фиксированном порядке слов в китайском предложении, необходимо подчеркивать, что фиксированность эта имеет место только в рамках генерального правила: в китайском предложении сначала следует субъект, затем - предикат, т.е. в китайском предложении нет необходимости искать слова или словосочетания, выражающие субъект и предикат - они всегда (зафиксированы) на своих местах. Вопрос же заключается в том, что выбрать в качестве субъекта и предиката, какие слова и словосочетания наполнить этими функциями и поставить на соответствующие позиции при порождении собственного высказывания? Посмотрим это на примере.

W? zuóti?n jiàn dàole zh?ng l?osh?. Я вчера

встретил учителя Чжана.

W? zuóti?n jiàn dào de shì zh?ng l?osh?.

Вчера я встретил учителя Чжана.

Zh?ng l?osh? shì w? zuóti?n jiàn dào de. Я

вчера встретил учителя Чжана.

В переводе каждого из этих предложений на русский язык подлежащее будет одно и то же слово - "я", и если отталкиваться от этого, как часто и происходит на практике, то все эти предложения воспринимаются как полные синтаксические синонимы, предикаты в примерах выделены подчеркиванием, из чего следует, что эти структуры синонимичными не являются и на русский язык должны переводиться по-разному.

Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку. В настоящий момент данной проблемой занимаются многие ученые-методисты (И.Л. Бим, И.А. Зимняя и др.).

Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование. Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина считают, что психофизиологической основой лексических речевых экспрессивных навыков являются лексические автоматизированные динамические связи как единство семантических слухоречемоторных слов и словосочетаний. Лексическая правильность иностранной речи выражается, прежде всего, в словоупотреблении, то есть в сочетании слов изучаемого иностранного языка по его нормам, часто отличающимся от правил сочетания их эквивалентов в родном языке.

Обратим внимание на цели и задачи обучения грамматике и лексике, выдвинутые А.Д. Климентенко и А.А. Миролюбовым. Цель изучения лексики, по мнению данных авторов, - развитие практических речевых умений и навыков учащихся. Основная трудность при этом - овладение учащимися реальным словарным запасом, который должен в результате усвоения превратиться в наличный словарный запас каждого учащегося.

Таким образом, в цели обучения лексике в младшей школе входит формирование активного, пассивного и потенциального словарей, а также требование развития догадки о лексическом значении незнакомых слов. Помимо этого, в процессе изучения лексики должны решаться определенные общеобразовательные и воспитательные задачи, при ведущей роли практических целей.

Разнонаправленность путей обучения (родной язык: от практики к ее осознанию и совершенствованию посредством внесения коррекций; иностранный язык: от сознания новых языковых явлений к их интуитивной реализации в речевой практике) требует четкого определения места грамматики в обучении иностранному языку.

В основе лексики как некой системы лежит понятие отдельного слова, которое играет, в конце концов, не менее важную роль и в грамматике, а потому требует некоторых разъяснений, ибо наряду с предложением является одним из самых спорных понятий в языковедении. Само собой разумеется, что понятие отдельного слова связано, прежде всего, с понятием отдельного предмета, которое появляется в результате анализа действительности под влиянием нашего активного к ней отношения. Сущность грамматики состоит только в общих правилах, а исключения относятся к лексике, кроме тех случаев, когда сами исключения формируются в виде некоего правила, ограничивающего действие другого, более общего.

Программа имеет две подпрограммы - Китайский язык и бизнес-китайски.

  • Студенты в подпрограмме китайского языка учат быть специализированный персонал китайского языка, знающие о Китае и адаптируемые к потребностям современного международного развития.
  • Студенты в подпрограмме бизнес-китайски обучаются те, кто может практиковать коммерческих сделок на беглом китайском, знающих о Китае и адаптированы к потребностям современного коммерции.

Исследование Длина

Продолжительность обучения на программе составляет четыре года, которые могут быть продлен до максимум восемь лет.

Место обучения

Студенты изучают в Чжухай Campus в первый и второй год, в Гуанчжоу Campus в третий и четвертый год.

Курс Композиция

Китайский (языку как иностранному) Бакалавриат Программа разделена на два направления: Дополнительная китайского языка и бизнес-китайски. Студенты в любом направления первых двух лет будет же базовые курсы, которые включают начальные и промежуточные китайский, разговорные китайский, аудирование, чтение и обширный основной состав. Студенты третьего и четвертого курсов будет проходить курсы в соответствии с их выбранное направление: курсы для Генеральной китайского языка направлении Расширенный всеобъемлющий курс, продвинутый Разговорный китайский, китайский Состав, современного китайского языка, Основные Классический китайский язык, китайская культура, китайская газета чтение и другое селективные курсы.

Курсы для бизнеса китайском направлении

Комплексные Бизнес китайский, разговорные Бизнес китайский, китайский бизнес состав, китайский бизнес Чтение, Экономика Текущие Китае, Основные Экономика, международной торговли и другие селективные курсы.

Градация

Сертификаты Выпускные будут выдаваться, когда студенты выполнили учебный план оговоренную приобрел достаточное количество баллов, завершил диссертацию на китайском языке и прошел оркестр 8 из HSK. Студенты, которые удовлетворяют соответствующим требованиям будет присуждаться степень бакалавра.

Примечание: Студенты с HSK 5 не придется начинать изучение с первого года. Перед исследованием, студенты должны проходить тест, чтобы решить, какой сорт они будут приняты в.

Требования при поступлении

Претенденты на программы бакалавриата должны готовую старшую школу и быть в возрасте от 18 - 45 и здоровой. Счет для HSK (китайский Экзамен) должны быть новый сорт 4 или выше (180 баллов) по науке, новый сорт 5 или выше (180 баллов) для человечества, экономики и управления.

Необходимые материалы

  • Средняя школа Cetificate (студенты из не-разговорный английский стран должны дать Проверенные английском или китайском языке копия)
  • Иностранные студенты заявка
  • Средняя школа offcial стенограмма (студенты из не-разговорный английский стран должны дать Проверенные английском или китайском языке копия)
  • Копия паспорта (страница с фото головы)

Заявители, которые уже учились в университетах (в стране или Китай), могут быть приняты в качестве студентов передачи. Кроме вышеуказанных материалов, университет стенограммы, свидетельство о HSK 3 и сертификатов бывшего зачисления университета также должны быть обеспечены.

Книжные магазины в современном мире утрачивают свою основную функцию продажи книг: онлайн-платформы и электронные издания ставят под вопрос само существование печатной продукции. Но тем сильнее становится потребность в офлайн книжных как месте для встречи и дискуссии. The Bookworm — культовое место в современном Пекине: независимый книжный магазин, библиотека, издательство, ежегодный фестиваль и площадка для общения самой интеллектуально активной части столичного экспат- и не только сообщества. Юлия Лобынцева, бывший event-менеджер The Bookworm, рассказала Магазете о жизни главного независимого книжного Пекина.

От преподавания китайского к искусству

Я приехала в Китай во второй раз в 2012 году по стипендии от института Конфуция на магистратуру по преподаванию китайского как иностранного, но быстро поняла, что это не мое, и решила прекратить дальнейшее обучение в этом направлении. До этого я ездила на один учебный год по обмену между Волгоградским педагогическим университетом, где училась, и Тяньцзиньским языковым институтом.

Оставив учебу в магистратуру, я переехала в Пекин и решила, что буду куратором. Своей настойчивостью я добилась работы в галерее тибетского искусства в пекинском арт-районе 798. Потом я поняла, что просто так быть классным куратором у меня не получается, и я нашла объявление на работу в The Bookworm на позицию events and marketing manager (менеджер по маркетингу и организации мероприятий). Я рассказала своему будущему боссу о любви к литературе, он что-то мне ответил на совершенно непонятном ирландском английском, и вот так меня приняли.

Julia from The Bookworm

The Bookworm — это независимый книжный магазин, то есть правительство Китая никак ему не помогает деньгами и почти никак не влияет на его деятельность, а он существует на деньги от продажи книг, билетов на мероприятия и выручки от ресторана. И самое главное, что The Bookworm - это такое культурное пространство, где любят тусоваться авторы, журналисты и различные «интеллектуалы». То есть там сочетаются три места: книжный магазин, культурное пространство и ресторан.

В The Bookworm почти каждый день проводятся различные дискуссии, книжные презентации, поэтические слэмы и т. д. Организацией этих мероприятий я в основном и занималась. Еще занималась раскруткой места, связями с общественностью, в общем я там жила и спала (иногда даже разливала напитки за барной стойкой). Меня в Пекине все знают как Julia from The Bookworm, хотя я там больше не работаю.

У меня все коллеги были китайцы, весь персонал ресторана - тоже китайцы, то есть без знания китайского меня бы не приняли – с ними же нужно как-то работать, у официантов развивать понятие, что клиент всегда прав (в Китае трудно с обслуживанием), постоянно смотреть, чтобы они делали свою работу, и т. д. Ребятам из книжной секции я часто объясняла, как важно покупателю что-то посоветовать, спросить что ему интересно, чем он занимается и т. д.

Босс у меня был ирландец, бывший журналист, работавший на издательство The Telegraph. Работала я почти всегда одна, кроме того времени, когда мы готовились к Литературному фестивалю, тогда уже наняли команду ребят из США, Бельгии, Ирана и Британии. И в итоге с парнем из США мы проработали вместе еще два года.

Постепенно The Bookworm перестал быть только ориентированным на экспатов, и мы стали делать китайские мероприятия и переводить все объявления на всех маркетинговых платформах, которые мы использовали, с английского на китайский.

Книжный как культурное пространство

Мероприятия проводились абсолютно разные; было, конечно, очень много ориентированных на Китай и китайскую культуру. Самые популярные мероприятия - «Where is China heading next?» (Что ожидает Китай?), «Whats the future of Hong Kong?» (Каково будущее Гонконга?), «Tech in China» (Технологии в Китае) или «I was a foreign kid when Tiananmen happened» (Я был иностранным ребенком во время событий на Тяньаньмэнь). И самое популярное — это что-нибудь на тему отношений США и КНР.

Были реально классные книжные презентации с известными авторами, журналистами, и даже приезжал Арт Шпигельман. Но было еще очень много запросов от иностранных парней, чтобы презентовать свою книгу о том, как они соблазняли китайских девушек или познавали конфуцианство. Такие книги и мероприятия миру больше не нужны, поэтому я старалась от такого откреститься.

Китайцев начиная с 2014 года приходило все больше и больше. Вообще я всех посетителей делила на категории, из китайской публики я выделила пять: 1) выпускник Гарварда, переспорит любого спикера и задаст 6 вопросов, хотя было разрешение только на один; 2) защитник китайской партии, который обязательно пуститься в дискуссию, о том, что иностранцы сами о себе должны задуматься, прежде чем обсуждать Китай; 3) очень умные ребята, которые дружат с и обязательно знакомы с каким-нибудь высланным в Австралию адвокатом; 4) андеграундная тусовка, которая снимает фильмы о ЛГБТ-сообществе; ну и 5) просто интересующиеся ребята, поклонники спикера и т. д. Категорий посетителей-иностранцев еще больше.

Мероприятия мы почти все проводили. Когда были спорные мероприятия, иногда приходили полицейские в форме посмотреть и послушать. Но явных конфликтов никогда не возникало.