Указатель слов к разделу «Орфография. Как пишется «с перепугу»

Пишутся раздельно:

1. Наречные сочетания предлогов-приставок без, для, до, под, при, про с формами имен существительных (в том числе не употребляющимися вне этих сочетаний), напр.:

без конца, без напряга, без обиняков, без продыху, без просыпа, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали, без утайки;

для блезиру, для верности, для вида, для затравки, для порядка, для смеха, для сугрева;

до зарезу, до неузнаваемости, до отвала, до полусмерти, до смерти, до упаду, до чертиков;

под боком, под вечер, под гору, под дых, под ключ, под конец, под ложечкой, под микитки, подмышки, под началом, под откос, под ручку, под силу, под спудом, под стать, под уздцы, под уклон, под утро, под хмельком, под шумок;

при смерти, при деньгах, при своем, при своих;

про запас, также с формой возвратного местоимения: про себя (не вслух).

Примечание 1. Пишутся слитно дотла, подчас, подряд, а также подшофе.

Примечание 2. О слитном написании приставки до со словами пространственного и временнбго значения (доверху, донизу ) см. § 136 , п. 6.


Примечание 3. От наречных сочетаний под мышки, под мышкой и т. п. следует отличать существительное подмышки (ед. ч. подмышка ), пишущееся слитно; ср., напр.: натёр (что?) подмышки и натёр (где?) под мышками; пиджак жмёт в подмышках.

2. Наречные сочетания, состоящие из предлога-приставки с и формы род. п. существительного на -у (-а ), напр.: с виду, с голоду, с испугу, с лёту, с маху, с налёту, с наскоку, с перепугу, с разбегу, с разгону, с размаху, с ходу (и с испуга, с лёта, с налёта, с наскока, с перепуга, с разбега, с разгона, с размаха).

Примечание. Пишутся слитно сразу, сроду, срыву, сряду, срывка, сплеча; слитное написание слов сбоку, сверху, снизу, сначала определяется правилом § 136 , п. 6.

3. Наречные сочетания предлогов-приставок в, с со второй частью, начинающейся с гласных, напр.: в обмен, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в обхват, в одиночку, в одночасье, в отместку, в охапку, в охотку, в убыток, в угоду, в укор, в упор, в упрёк, в открытую, в общем, в оба, с иголочки, с изнанки, с оглядкой, с опаской, с отвычки, с охотой, с умом, с умыслом.

4. Наречные сочетания, образованные повторением существительных или числительных с предлогом и пишущиеся в три или четыре слова, напр.: бок о бок, с боку на бок, с глазу на глаз, с часу на час, голова в голову, нога в ногу, след в след, рука об руку, из рук в руки, из века в век, из года в год, раз за разом, раз от разу, раз на раз, из раза в раз, от темна до темна, душа в душу, точка в точку, честь по чести, чин по чину, слово в слово, один на один, двое на двое, трое на трое (но: крест-накрест, см. § 118 , п. 2).

5. Наречные сочетания (два или более), в которых существительное, реализующее одно определенное значение, употребляется в различных падежных формах с одним и тем же или разными предлогами, напр.: с ведома и без ведома, в голову и в головах, в ноги и в ногах (о постели), в сторону и в стороне, на сторону и на стороне, в тупик и в тупике, в особицу и на особицу, на память и по памяти, на совесть и по совести; за границу, за границей и из-за границы; за пазуху и за пазухой, на дом и на дому, на задворки и на задворках, на закорки и на закорках, на карачки и на карачках; на корточки, на
корточках
и с корточек; на кулачки и на кулачках, на кулички и на куличках, на побегушки (взять) и на побегушках, на поруки и на поруках, на попятную и на попятный (двор), на цыпочки и на цыпочках; на четвереньки, на четвереньках и с четверенек; под ложечку и под ложечкой; подмышку, подмышки, под мышкой, подмышками и из-под мышек; под спуд, под спудом и из-под спуда.

Из этого правила имеются исключения, определяемые как традицией написания, так и другими правилами, напр., пишется раздельно со зла, но слитно назло, с изнанки - наизнанку, в одиночку - поодиночке, до зарезу - позарез; пишутся слитно внутрь - внутри - изнутри, вкось - наискось, вперегонки - наперегонки, встарь - исстари, замуж - замужем, наземь - оземь.

Примечание. От наречных сочетаний за границей, за границу, за рубежом, за рубеж, за городом, за город следует отличать существительные заграница (связи с заграницей), зарубеж (работать на зарубеж), загород (летом предпочитаю загород) . О существительном подмышки (ср. наречное сочетание подмышки ) см. § 137 , п. 1, примечание 3.

Нареч. разг. 1. Испытав испуг; испугавшись Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Нареч, кол во синонимов: 1 с перепуга (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (перепуга) … Орфографический словарь-справочник

с перепугу - с переп угу и с переп уга … Русский орфографический словарь

с перепугу - с перепу/га и с перепу/гу … Орфографический словарь русского языка

с перепугу - с перепу/гу и с перепу/га, нареч … Слитно. Раздельно. Через дефис.

ПЕРЕПУГ, перепуга (перепугу), мн. нет, муж. только в выражениях: с перепугу или от перепугу (разг.) вследствие сильного внезапного испуга. «У Недоехова от перепугу даже кровь из носу пошла.» Чехов. «Заболела с перепугу.» Чехов. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

Или перепужать кого, испугать сильно, нагнать страху, устрашить. Перепугал ты меня на смерть, а все из за пустяков! Перепугивать, перепугнуть голубей, спугнуть или перегнать с места на место. Перепуг(ж)аться, испугаться сильно. Перепугиванье ср.… … Толковый словарь Даля

С перепугу Словарь русских синонимов. с перепуга нареч, кол во синонимов: 1 с перепугу (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

И, предл. о крови, в крови, род. мн. кровей, ж. 1. Жидкая ткань, которая движется по кровеносным сосудам организма и обеспечивает питание его клеток и обмен веществ в нем. Венозная кровь. Артериальная кровь. □ [Семен] ударил себя ножом в левую… … Малый академический словарь

Книги

  • Лекси-Секси , Кейт Мур. Лучший способ сбросить лишний вес - это активная интимная жизнь, - утверждает Лекси Кларк в своем скандальном бестселлере о нестандартных методах похудения. Бедняжка даже не подозревала, что…
  • Снимать штаны и бегать , Маргарита Южина. Что делать? Одни богатенькие супруги умерли на своей даче…от голода, а официантка Зина Корытская вынуждена расследовать причину столь странной смерти. Спросите: скакого перепугу Зина должна… электронная книга

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Цели урока:

Дать понятие о наречии как о части речи;

Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

Формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями; 2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Слово учителя:

– На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.

– Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.

2. Словарная работа.

– Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

– Запись на доске:

1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие) .

2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда) .

II. Объяснение нового материала

1. «Будем знакомы!» Знакомство с понятием наречие.

– Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

2. Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста с помощью слайда презентации).

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

3. Работа с иллюстрацией.

– Запишите однокоренные слова к слову наречие.

– Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?

4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала.

– Что не рассказал о себе господин Наречие?

– Какие морфологические признаки есть у наречия?

III. Закрепление нового материала.

1. Предупредительный диктант.

Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.

1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.

2) Наречие никогда не (изменяется).

3) У наречия никогда не бывает (окончания).

4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).

2. Вопросы к наречию.

Задание. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.

Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.

Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.

Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.

Бежать (откуда?) издалека.

Бежать (как?) быстро, медленно.

Бежать (зачем?) специально.

Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

3. Работа с вопросами к наречию.

– Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола? Запомните, на какие вопросы отвечает наречие. Чтобы лучше запомнить, повторите их несколько раз в следующем порядке:

где? куда? откуда? почему? зачем? и как?

Задание. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя как можно больше различных наречий.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Работа с текстом.

Задание. Если вы спишете текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как наречие поплатилось за свою жадность.

Д_вным-д_вно части речи р_шили нав_сти порядок в своих г_р_дах и пр_гл_сили на помощ_ мудрую в_лшебницу М_рфологию. Чтобы р_бята не путали их, М_рфология пр_дл_жила каждой части речи выбрать в_просы, которые более всего ей подход_т. Сущ_ствительное сразу выбрало самые к_роткие в_просы кто? и что? Прилагательное вежл_во п_пр_сило в_просы какой? и чей?, гл_гол – что делать? и что сделать? Каждая часть речи радос_но н_сла д_мой свои в_просы, кр_сиво п_сала их на св_ем д_мике, зн_комила с ними всех, кого встр_чала. Н_речие же поздно спохватилось и, запых_вшись, пр_бежало п_следним. Оно жадно переб_рало в_просы как?, когда?, где?, зачем? и другие и, как ни ст_ралось, не м_гло выбрать самый по_ходящий. Тогда М_рфология о_дала ему все в_просы, которые еще остались. Вот и расплач_вается теперь Н_речие за оп_здание и жадность.

2. Составляем словосочетания.

Задание. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.

Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.

Петь – замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.

Работать – по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.

Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно.

3. Вспоминаем пословицы.

Задание. Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.

1) Авось не веревку вьет, но больно петлю закидает.

2) Баба с возу – кобыле легче.

3) Беда да нужда выходят наружу.

4) Без детей горе, а с детьми – вдвое.

5) Без хлеба и у воды худо жить.

6) Береги платье снову, а честь смолоду.

7) Берись дружно – не будет грузно .

8) Богатому и в пекле хорошо .

9) Бог высоко, а царь далеко .

10) Близко, да склизко; далеко, да легко.

11) Больному все горько.

12) Бойся коровы спереди, а лошади – сзади.

13) Болезнь да горе изведут скоро .

14) В болоте тихо, да жить там лихо.

15) В долг брать легко, да отдавать тяжело.

16) Везде хорошо, где нас нет.

17) Видишь мило, да идешь мимо.

18) Во всяком мудреце довольно простоты.

19) Во сне счастье, наяву ненастье.

20) Кошка с собакой дружно не живут.

4. Наречие иди предлог?

Задание. Определите, где в данных предложениях предлоги, а где наречия.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие)

2. Туристы расположились вокруг костра. (Предлог)

3. Не мешай слушать, после расскажешь. (Наречие)

4. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог)

V. Творческие задания.

1. Веселый рассказ.

Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия.

2. Рисуем наречие.

Задание. Как выглядит наречие? Давайте вспоминать. Оно молодо, но ни перед кем не склоняется, не изменяется. У него нет окончания. Наречие любит командовать, указывать глаголу, как ему поступить. Наречие дружит со многими частями речи. Вот как его нарисовали школьники. Нарисуйте и вы, ребята, портрет господина Наречия, отразив в нем то, что узнали об этой части речи.

VI. Задания повышенной трудности.

1. Определите части речи.

Задание. Есть такая народная загадка: «Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень». (Отгадка: пирог. ) К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко ? Какие основания для этого вы находите?

Ответ. Пыльно и жидко здесь – существительные (точнее, субстантивированные наречия или прилагательные в краткой форме). Об этом свидетельствуют условия их употребления в высказывании. Обе формы играют роль прямого дополнения и обозначают некоторый предмет. Что же до их морфологического облика, то он в общем-то не так уж сильно отличается от формы каких-нибудь существительных вроде пятно или древко. Стоит добавить, что в истории русского языка существительные, прилагательные и наречия были связаны между собой значительно сильнее, чем сегодня.

2. Найдите наречие.

Задание. Каким членом предложения является словоформа путем в следующих предложениях? В каком из них это слово является наречием?

1) Мы пойдем напрямик, а вы идите кружным путем.

2) Проблему беженцев следует решать путем переговоров.

3) Все надо делать путем, а у тебя вечно какие-то фокусы.

Ответ. В 1-м предложении путем – существительное со значением «дорога, маршрут»; во 2-м предложении путем – предлог со значением «способ, средство»; в 3-м предложении путем – наречие (точнее, адвербиализованная падежная форма существительного) со значением «как следует, как положено». Для современного русского языка это уже три разных слова–омонима.

VII. Занимательный материал к уроку.

1. Отгадайте загадки.

1) Скоро ест, мелко жует.
Сама не глотает, другим не дает. (Пила)

2) Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)

3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан.)

4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

2. Игра-соревнование.

Задание. В течение пяти минут подберите к данным наречиям как можно больше синонимов и антонимов. Разбившись на пары, сравните свои записи: повторяющиеся слова вычеркните. Победит тот, у кого окажется больше оригинальных слов.

3. Из истории слов.

Задание. Определите, как произошли наречия авось, навзничь, ничком.

Ответ.

1) Авось – наречие – «может быть» (от него произошло существительное авоська ). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века.

2) Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-,
-нич-
и в глаголе никнуть – «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь – «лицом верх».

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.

4. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

5. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

6. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.

Продолжение следует

А.И. ГРИЩЕНКО,
школа № 1339,
г. Москва